Просроченные кредиты перестают быть интересны банкам. Они продают их коллекторским агентствам, число которых значительно выросло за несколько пару лет. Изменилась и специфика плохих кредитов — если раньше их большинство имелось у жителей крупных городов, то теперь они уходят в деревни и села. Об этом и не только рассказали эксперты на прошедшей в столице VIII ежегодной конференции Альфа-банка для региональных СМИ «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения».
Должники
Объем кредитования физических лиц в 2013 году уже превысил 8 трлн рублей. Объем просроченной задолженности физических лиц — более 390 млрд рублей. Это на 20 % больше, чем в августе 2012 года.
Такие цифры дают много пищи для размышлений. Закредитованность жителей страны растет каждый год. Уже даже депутаты Заксобрания Красноярского края используют эту тему для объяснения якобы высоких цен на товары местных сельхозтоваропроизводителей. Недавно народный избранник Борис Мельниченко на вопрос — почему у краевых фермеров такое дорогое молоко — объяснил, что на самом деле молоко и другие твороги-сыры не дорогие. Просто житель края, получая заработную плату, первым делом платит за кредиты-ипотеки, потом за услуги ЖКХ, а на оставшиеся крохи живет. И на фоне этих крох кажется, что это самое пресловутое молоко стоит дорого.
В словах Мельниченко много правды. Их подтверждает и федеральная банковская статистика, о которой сказано в самом начале. Логично, что рост закредитованности приводит к росту просроченных или плохих кредитов. По словам председателя правления коллекторской компании «Сентинел Кредит Менеджмент» Ольги Мазуровой, начиная с 2008 года банки стали охотнее отдавать взыскание просроченной задолженности на аутсорсинг. Они стремятся сделать работу с долгами более эффективной. Одна из тенденций — просрочка стала «перемещаться» в небольшие города, села и деревни. Еще три года назад большая часть клиентов, допустивших просрочку по кредиту, являлись жителями крупных городов. Сейчас акцент поменялся.
По словам Мазуровой, среднестатистический должник выглядит следующим образом: это мужчина (53 %) или женщина (47 %) со средним образованием (76 %), имеющий прописку в небольших населенных пунктах. При этом по сумме просроченной задолженности женщины немного «скромнее» — в среднем их задолженность составляет 25–30 тыс. рублей, тогда как у мужчин это 35–45 тыс. рублей. Кстати, в последнее время должники стали все чаще обращаться в суд.
— Сейчас должники стали чаще оспаривать размер просроченной задолженности. Они пытаются отсудить штрафы и пени, заметила Мазурова. Чаще всего, по ее словам, это происходит от того, что клиент при подписании договора просто не понял, каковы на самом деле условия кредитования, а также переоценил свои финансовые возможности.
Без бит и кулаков
— Если раньше банки старались работать с должниками собственными силами, то сегодня большинство банков стараются передать просроченные кредитные портфели коллекторским агентствам, где взиманием задолженности занимаются профессионалы, — продолжила Мазурова. При этом «здорово вырос» уровень спроса на услуги коллекторских агентств полного цикла, которые осуществляют стадии досудебного взыскания, судебного и исполнительного производства.
— Времена кипятильников, паяльников и бейсбольных бит, безусловно, были, но давно прошли. Ситуация изменилась в 2008 году, когда все коллекторские агентства, которые планировали закрепиться на рынке, ушли в правовое поле, — заявила Мазурова, чем искренне рассмешила региональных журналистов, которые и составляли основную аудиторию на конференции. — Сейчас портрет успешного коллектора складывается из трех составляющих: это очень хороший опытный переговорщик, умеющий убеждать, с хорошим знанием прикладной психологии, умением понять должника. И это, безусловно, правовая грамотность, которая частично в себя включает еще и экономическую подготовку.
Эксперт заявила, что сегодня на российском рынке присутствует порядка тысячи коллекторских агентств, из которых лишь около 300 — реально действующие, и всего лишь 30 можно назвать профессионалами своего дела, которые анализируют состояние долговых портфелей и строят свою работу, опираясь на тенденции рынка должников.
Кстати, среди основных причин задолженности клиенты банков указывают ухудшение финансового состояния, потерю работы, забывчивость или незнание о задолженности, непонимание условий договора и нежелание погашать кредит. Впрочем, приличная часть должников объясняет ситуацию еще проще — «Банк богатый, без моих денег не обеднеет».
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru
Руководителя коллекторской фирмы в Красноярске задержали за вымогательство 50 млн рублей
Поток «легких» денег перекроют
Жители Сибири вошли в тройку лидеров по просроченным автокредитам