Журналисты Newslab.ru Маша Русскова и Женя Мельников давно грезят северными европейскими странами. В Исландии они побывали в прошлом году, а в 2014 осуществили еще одну свою мечту — проехали на машине по Швеции и Норвегии. Ночевали в палатках, ловили рыбу, лазили по горам, встречали рассветы — и теперь признаются, что это были, наверное, лучшие дни их жизни.
Знаете, есть такие карты, я их «стирательными» называю, — рассказывает Маша. — Там можно слой стирать с тех стран на карте, в которых ты побывала. Можно еще иголочки втыкать, например. Но это не так уж важно. Так вот, смотрела я на эту карту и вижу, что Исландию мы уже закрыли, а вот с другими скандинавскими странами как-то не заладилось. Вот и решили поехать в Скандинавию, потому что дорожка была проложена. Хотели поехать по нашей любимой схеме: на машине, с палаткой и морем природы за окном. Предпочитаю путешествовать в максимально «диких» условиях — только так можно прочувствовать страну полностью. Ни один тур в мире не может гарантировать стольких впечатлений и опыта.
Как нужно готовиться к такого рода путешествиям?
О визах и прочих неприятностях. Проблем не было никаких. Делали через агентство, это немного дороже (на 3-4 тысячи рублей дороже стандартной шенгенской, если делаешь ее сам), но вообще без всяких нервов. А так как этот год назван «Италии в России», то подавали «доки» через итальянское посольство. Посмотрели-посмотрели они на наши прошлые шенгены и дали визу на целый год: сказка и красота.
Билеты на самолет покупали заранее: в марте-апреле, а ездили в августе. То же самое касается трех гостиниц (в Хельсинки, Стокгольме, Осло). Гостиницы — недешевое удовольствие в скандинавской стороне. Одна ночь в самой дешевой гостинице с общим душем на этаже и микроскопическим номером может обойтись вам в 4-6 тысяч деревянных. Так что позаботьтесь о бронировании заранее, если не хотите увеличить эти суммы в несколько раз. Такие финансовые препятствия — первое подтверждение тому, что Скандинавия — это страна, которая далеко не каждому по карману. Особенно тем, что хочет жить с комфортом, а не как мы :)
Что касается бронирования машины. Первый совет — вспоминайте «механку», если катаетесь на автомате или вариаторе. Это сохранит 10-15 тысяч рублей, а выбор авто будет значительно больше. 4 интернациональных прокатных гиганта — SIXT, Hertz, Budget и Eurocar — не хотят выдавать в Швеции практически никакие машины на автомате, а так как времени вспоминать автошколу у меня не было — мы брали автомат и особого выбора нам не дали. Впрочем, итог оказался очень даже — дизельный Volvo v40 2014 года с пробегом чуть больше 6 тыс. км и расходом 5 литров на 100 км. Стоит это удовольствие около 40 тыс. рублей, плюс — ваше топливо, на которое ушло 18-19 тыс. рублей: мы проехали 5365 км, а литр топлива стоит около 70-75 рублей. Вот такой расклад.
Как добирались из Красноярска в Скандинавию?
Маршрут был сложен, а путь тернист. Вылет из Красноярска, короткая пересадка в Москве, перелет в Хельсинки, 12 часов на пароме до Стокгольма, машина на 14 дней, Швеция с юга на север, перемещение в Норвегию и, конечно, Норвегия с севера на юг. Итак, после этого — возвращение в Стокгольм, возврат машины, паром до Хельсинки, перелет до Москвы и в Красноярск. Когда у тебя на руках целая пачка электронных билетов, куча дат, то это, конечно, ответственно и немного страшновато, но в этом тоже есть приятная такая доля экстрима.
Если вы берете транзитный рейс, то позаботьтесь о том, чтобы самолеты были одной авиакомпании — тогда любая задержка будет истолкована в вашу пользу и вам почти не придется волноваться о том, что рейсы не состыкуются, самолет опоздает и прочее, и прочее.
Ночевали в палатках?
Да, в кемпингах, в которых останавливались каждый день автопутешествия, кроме столичных передышек в гостиницах. Кемпинг — понятие растяжимое и сложное. Они могут быть очень комфортными (бассейн, водная горка, кухня-домик со всеми сковородками и мебелью из «Икеи», уютный горячий душ и прочие удобства), а могут быть чуть хуже: душ окажется платным, на кухне не окажется никакой посуды, а о бассейне останется только мечтать. Обычно размышлять об этом некогда, поэтому в 10 вечера ты смотришь на карту дорог (ее легко достать на месте или взять вместе с машиной) и останавливаешься в ближайшем кемпинге. Удивительно, но при такой разнице стоят во всех странах кемпинги примерно одинаково: 1000-1500 рублей за ночь на человека.
Собираетесь в Скандинавию — можете не брать с собой наличные. Совсем. Никаких. Они могут пригодиться вам только в нескольких случаях, да и то понадобятся местные монетки местных крон — в камерах хранения багажа и в душах кемпингов (да, иногда они оказываются платными). Все остальное — по карточке (бензин и прочее).
Скандинавия — место, где мы впервые познакомились с электронными гостиницами. Забронировав такую, можете быть уверенными в том, что вам не придется ни с кем общаться в момент выселения и заселения. По приезде в гостиницу вам на телефон и почту приходит специальный код: по нему вы откроете ваш номер, зайдете в отель и сможете съехать на лифте. Минимальное социальное взаимодействие. Сказка.
Общались с местным населением?
Люди в Скандинавии очень тихие (говорят ниже на 10 тонов, чем мы, и на 70% тише азиатов), очень разные. Здесь много белокурых, как и следовало ожидать, но много и арабов, и турков, и латиноамериканцев, и темнокожих всех мастей. Все приветливые, все вам помогут даже тогда, когда не нужно.
Был у нас такой случай — искали место красивое на трассе. И вот едет-едет наш автомобиль, неуверенно так едет, потому что мы ищем, я верчусь, еду обратно, потом снова. Наконец, останавливаемся на обочине. Вижу — тормозит сзади машина, из нее выходит мужичок и идет прямо к нам. Реакция русского человека — «валим! быстрее!». Но я почему-то не уехала. Что было дальше? Мужчина подходит к нам, вежливо стучит в форточку и на мое «что вы от нас хотите?» отвечает: «Я живу в этом районе, еду на машине и вижу, что вы что-то ищете. Могу я вам чем-то помочь? Может, показать дорогу?». Конечно, захотелось его обнять. Это удивительно.
Расскажи о том, что приятно (или не очень) удивило во время путешествия?
О дорогах — они и правда хорошие. Швеция — это просто блеск. Здесь можно ехать 140 км в час и ни о чем не думать: широко, ровно, односторонне. Норвегия — история хуже. Одна полоса, разметка ветхая, постоянные «языки» и повороты. По такой дороге быстро не поедешь. А вот камер стоит опасаться в обеих странах, о них, к счастью, предупреждают.
Самое сложное — парковка в больших городах. Во-первых, это очень дорого. В Осло сутки на подземной парковке стоят 3500 рублей. Во-вторых, негде. То есть перспектива подземной парковки светит всем. Города здесь сделаны не для водителей, а для пешеходов. Социальная справедливость, знаете.
Кстати, о социальной справедливости — с ней здесь полный порядок. Пенсионеры и инвалиды чувствуют себя отлично. Много людей на протезах, в электрических инвалидных креслах. Все занимаются спортом: бегают, катаются на велосипедах. Велосипед в Скандинавии (да и почти во всей Европе) — это средство передвижения без социального деления. Клерк, директор банка или уборщица — все крутят педали.
О дороговизне. В Скандинавии действительно дорого. Если Швеция и Хельсинки вас не особо удивят, то Норвегия заставит отказать себе во всем и затянуть пояса. Итак, готовы? Литр колы — 270 рублей, простейший хот-дог — от 400 рублей и выше. Как прокормиться тем, кто не брал с собой газовую горелку и консервы (мы запаслись)? Ешьте в турецких кебабных. За 500-700 рублей на наши деньги вы получаете порцию тонкого мяса с овощами и соусами. Очень сытно и довольно-таки вкусно. Рыбу тоже можно себе позволить. Особенно, если возьмете с собой раскладной мангал. Мы так и сделали, ибо с кострами здесь совсем нельзя.
Многие европейцы отправляются сюда на рыбалку. Берут свои дома на колесах, удочки и едут. Вы тоже прихватите удочку. Или купите. Увидите на трассе специальный значок с рыбой, сворачиваете, покупаете недорогую лицензию и ловите рыбу. Говорят, это просто. А вот нам не повезло — рыболов из меня не вышел. Зато мы собирали грибы! Они тут настоящие, северные — белые, подберезовики, подосиновики. Ведро можно набрать за 10 минут.
Что бы ты посоветовала читателям, которые сейчас вдохновились твоим рассказом?
Стоит рассказать о том, что можно увидеть в Швеции, Норвегии и Финляндии (хотя, там мы были только в Хельсинки). Первое и самое главное — природа. Местами она очень похожа на нашу (Швеция и Финляндия), местами — больше похожа на мшистую картинку с резными краями фьордов, каменными лесами. Здесь вы можете увидеть и полярный день, и встретить на трассах диких оленей, лосей, лисиц, барсуков. Забраться своими силами на внушительной высоты горы, дышать замечательным воздухом. Это того стоит.
Конечно, за 18 дней и 5365 км удалось осмотреть далеко не всю Швецию и Норвегию. Мы почти не были на юге, многое не успели посмотреть. Такое автопутешествие — это быстрый темп, ранние просыпания, надежное снаряжение (палатка, спальник, штаны и непромокающие ботинки) и план маршрута.
Планируйте все заранее и не переживайте, если что-то не успели. Кажется, Скандинавию можно изучать бесконечно. Не бойтесь ни платных дорог, ни парковок, и не пугайтесь, если потеряетесь. Эти страны устроены для людей, помните? Вот и не бойтесь.
Стоит настроиться на большие траты — вся поездка из Красноярска на двоих обошлась нам в 250-270 тысяч рублей. И мы НИЧЕГО оттуда не привезли. Никакого шоппинга, знаете ли. Только горные вершины, городские музеи, уличные прогулки и еда, большую часть которой брали с собой. Зато впечатлений здесь можно найти море. Вернулись бы сюда еще раз? Безусловно, мы ведь не видели еще очень и очень много. Стали бы планировать путешествие иначе? Не знаю. Кажется, все было исключительно хорошо.
Маша Русскова специально для Newslab.ru