Режиссёр — Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон, Хлоя Грейс Моретц, Мартон Чокаш, Джонни Скуртис, Билл Пуллман, Мелисса Лео, Роберт Уолберг
Продолжительность — 131 мин.
Справедливость — это красивый пожилой негр с невозмутимым лицом и молотком. Или дрелью. Примерно об этом нам хочет степенно сообщить художественный фильм «Великий уравнитель» — таким образом, что не закатить глаза или сбиться на дикий ржач оказывается довольно непросто.
Ещё одно грустное напоминание о том, как безжалостно время — каких-то тринадцать лет назад мало кому могло прийти в голову, что судьба режиссёра Фукуа и артиста Вашингтона, впервые встретившихся в фильме «Тренировочный день», что принёс последнему «Оскара», продолжится вот так. Что первый будет снимать в меру стильные, но довольно-таки бессмысленные боевики, а второй — ну, второй будет в них сниматься. «Великий уравнитель» отлично держался бы на допросе — он ничем, ни случайным движением бровей, ни сорвавшимся вдруг выразительным писком не выдаёт в своих создателях людей, когда-то числившихся (и не раз) среди «оскаровских» номинантов.
К чести Фукуа, в «Уравнителе» он не прёт всю дорогу напролом осатаневшим бульдозером, как в предыдущем «Падении Олимпа» — тут есть какая-никакая загадка, атмосфера, свободный воздух между боевыми действиями. В первом акте, когда мы только знакомимся с вежливым работником американского аналога «Леруа Мерлен» (имеется в виду, конечно, Home Depot, но название кокетливо заменено на выдуманное, хотя логотип узнаётся сразу), который помогает коллегам, читает хорошие книжки (в них довольно забавным образом всплывают те же самые темы, что и в фильме) и почему-то не может спать по ночам, «Уравнитель» кажется насквозь знакомой, но всё равно эффективной самурайской драмой про волка-одиночку. Когда же неизбежно прибывают плохие парни, против которых волку-одиночке по классике положено выступить, Фукуа немедленно забывает про самурайскую сдержанность собственного вступления — мерзавцы мрут пачками за раз, отправляясь к праотцам при помощи сначала рюмки и штопора, а потом колючей проволоки и дрели. Талантливый артист Вашингтон не ведёт даже бровью, когда в одиночку зачищает Бостон (а потом и мир) от крупной мафиозной группировки русских. «Я понял — Вашингтон это Обама, а мафия — это Россия», радостно шепчет своей подружке сидящий сзади зритель.
Стремление быть серьёзным, конечно, похвально, особенно для автора всё того же несчастного «Падения Олимпа» — однако в случае с «Уравнителем» оно в конечном итоге играет с Фукуа дурную шутку. Его сюжет — обычный парень с улицы, встречаясь с организованным злом, оказывается куда круче его и насаждает справедливость голыми натренированными руками — в общем-то, проходит по классу типичной бульварной литературы, горячечной фантазии о мести, подавать которую надобно бодро, дерзко, шипуче, с кровью. С последним у Фукуа полный порядок (даже, пожалуй, некоторое перевыполнение плана), но вот с бодростью и дерзостью вышла промашка. Усиленно пытаясь подыграть хорошему драматическому актёру Вашингтону, Фукуа тащит свою свинцовую серьёзность и в те части фильма, где расстилается кровавый туман, и не замечает, что с таким серьёзным лицом почти бессловесный третий акт, в котором Дензел разыгрывает для бандитов нечто среднее между «Одним дома» и «Пилой» прямо в магазине стройматериалов, не говоря уже о коротком, но насыщенном визите в Ирландию, проникается незапланированным комизмом.
Не помогает делу и то, что девица Моретц, формально являющаяся поводом для летального недопонимания между Дензелом и мафией, благополучно выпадает из фильма сразу после завязки вплоть до самого эпилога. Это в целом оказывается симптоматично для «Великого уравнителя» — мы вроде сеем разрушение и смерть ради благого дела, но какого именно, в разгаре резни уже немного подзабылось. «Уравнитель» и сам похож на такое адски пижонское выступление по неясно какому поводу — вроде есть и стиль, и динамика, и талантливые люди с интересными лицами, но зачем конкретно мы все тут собрались и чего именно хотим добиться, никому толком непонятно.