Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Хоббит: Битва пяти воинств»

Фильм: «Хоббит: Битва пяти воинств»

11.12.2014
37

The Hobbit:Battleof Five Armies, США/Новая Зеландия, 2014
Режиссёр — Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Иэн МакКеллен, Ричард Армитидж, Люк Эванс, Эванджелин Лили, Орландо Блум, Эйдан Тёрнер, Джеймс Несбитт, Ли Пэйс, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Билли Конноли, Грэм МакТэвиш, Кен Стотт

Продолжительность — 144 мин.

Ну, вот и всё, версия 2.0. Одиннадцать лет назад «Возвращением короля» закончился «Властелин колец», сумасшедшая авантюра новозеландца Джексона по утаптыванию необъятного толкиеновского эпоса в трилогию фильмов под три часа каждый. Сегодня «Битвой пяти воинств» завершается «Хоббит», не менее сумасшедшая авантюра новозеландца Джексона по растягиванию скромной толкиеновской истории в трилогию фильмов под три часа каждый.

Сейчас, когда уже можно окинуть оценочным взором всего «Хоббита» от носа до кончика хвоста, становится видно, что Джексон повторил здесь структуру «Властелина колец» один в один — ну, разве что с поправкой на то, что здесь финальный фильм вышел короче всех (но это ничего, в неотвратимой режиссёрской всяко отыграется). Сначала — бесконечно пасторальное вступление со встрясками третьим актом, потом — концентрированная бодрота без начала и конца, под занавес — цепочка эпических завершений, схваченных между собой боевыми действиями и пронзительными смертями, поражающая положенным эпическому финалу размахом, но основательно проседающая под грузом собственной значимости.

К чести «Битвы пяти воинств», состоит она далеко не только из битвы — и то, что к ней ведёт, выполнено едва ли не интереснее собственно схватки. Как и «Пустошь Смауга» виляла от фэнтези-хоррора к социальной сатире, «Битва» перед превращением в размашистое батальное полотно успевает весьма солидно и доходчиво выступить на поле антивоенной драмы.

В событиях, ведущих к битве, Джексон более чем наглядно демонстрирует горькую правду, занятным образом отражающую то, о чём в этом году уже говорилось в «Планете обезьян: Революция» — не бывает никаких точно правильных или точно неправильных сторон, есть только люди (эльфы, гномы, орки, неважно), их решения и их последствия. (Волшебники на первый взгляд сохраняют высший нейтралитет, но на деле у них просто собственные тёрки уровнем выше, незримые простым смертным). И голос разума, твердящий вроде бы очевиднейшую мысль о недопустимости войны, может в одночасье оказаться в меньшинстве, даже среди тех, кто вроде бы заодно с его носителем.

Это довольно неожиданное высказывание для фильма со словом «битва» в названии, два с половиной часа которого, собственно, из этой битвы состоят примерно на половину. На поле боя Джексон врубает привычное бесконечное крещендо — в его постановке схватки одновременно ошеломляют и утомляют; неотвратимо наступает момент, когда не остаётся уже сил смотреть, как толпа одних в очередной раз бросается с криком на толпу других. Когда сюжет требует переключения внимания на персональные схватки, становится значительно лучше — минимум две здешние драки, одна с участием Леголаса, а другая с участием Торина, выполнены на довольно запредельном уровне крутости (момент со льдиной — одна из лучших находок Джексона за всю его карьеру).

Другое дело, что в боевой сутолоке Джексон регулярно теряет героев — Бильбо полфильма толчётся ненужным статистом на периферии собственной истории, гномов тоже всё время где-то забывают. Это, впрочем, характерно не только для битвы, но и для всей «Битвы» — структурно тут всё не очень слава богу, скажем, есть эпизод с участием магов, который кажется всунутым в повествование искусственно, и дуэт Леголаса с Тауриэль по-прежнему всё время выпадает из общей канвы. Зато финалов в «Битве пяти армий» всего три, и все довольно короткие — это специальная новость для тех, кто умирал на бесконечных эпилогах «Возвращения короля».

Скажем так — финиширует Джексон не то чтобы идеально, но вполне достойно. Таким монолитом и культурным феноменом, как его же «Властелин колец», «Хоббит», наверное, не станет — он и поскромнее, и выполнен несколько неряшливей, да и во второй раз провернуть такой же трюк всё-таки намного сложней. Но смотреть его было вполне интересно, а главное — он закончился, и теперь можно снова со спокойной душой ждать, что ещё нового придумает этот неугомонный новозеландец. Лично мне это интересней всего.

Вердикт — эпический финал — скорее хороший, чем нет

Хоббит: Нежданное путешествие/ The Hobbit: An Unexpected Journey
Хоббит: Пустошь Смауга / The Hobbit: Desolation of Smaug

Рекомендуем почитать