Главная
>
Статьи
>
«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

22.01.2004
14
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Вигго Мортенсен, Шон Остин


«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

Идея серийного искусства живёт и побеждает! В том числе и в кинематографе, что со всей очевидностью подтверждается коммерческим успехом третьих частей «Матрицы» и «Терминатора» – легендарных, каждая по-своему, трилогий – притом, что художественная ценность и целесообразность существования этих самых триквелов более чем сомнительна. А можно вспомнить еще и «Дети шпионов 3D: игра окончена», и очередного «Гарри Поттера». В десятке самых кассовых фильмов в истории российского кинопроката (по данным журнала «Кинобизнес сегодня») присутствует лишь один несерийный фильм – «Пираты Карибского моря: проклятие чёрной жемчужины», который, к слову, в ближайшем будущем обзаведётся и второй, и третьей частями. «Возвращение короля», на первый взгляд, вполне укладывается в этот ряд, ведь это ни что иное, как продолжение, и даже более того, продолжение продолжения.


«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

Однако всё несколько иначе. Абсолютно невозможно представить себе первый «Властелин Колец» без второго и третьего. По отдельности их существование не имеет никакого смысла, – это одна Большая История, обретающая завершенность только перед финальными титрами третьего фильма. Ко всему прочему надо ещё добавить и то, что все части трилогии снимались сразу – пятнадцать месяцев и триста миллионов долларов понадобилось Питеру Джексону и съёмочной группе из трёхсот человек (и это, не считая десятков специалистов по спецэффектам, сотен статистов и прочая, прочая…) для того чтобы превратить величайшую фантазию в реальный мир. А итоговые десять часов экранного времени – вовсе не роскошь, а жестокая необходимость. Притом создателям фильма пришлось всё-таки серьёзно урезать повествование, например, полностью отсутствуют истории любви Фарамира и Йовин или послевоенного восстановления порядка в Шире, исчезли некоторые персонажи, многое другое, но от этого, став более кинематографичной, история лишь выиграла. В связи с этим вспоминается первая встреча с «Властелином Колец»: в середине восьмидесятых я посмотрел полнометражный мультфильм 1978 года, продюсером которого был легендарный Сол Заэнц. Отличная, очень красивая лента, но представляете, сколько всего пришлось повыбрасывать, чтобы втиснуться со всей эпопеей менее чем в два часа?


«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

А ведь одно только «Возвращение короля» длится почти три с половиной часа, и на протяжении всего этого времени не испытываешь томления или скуки. Выдержать помогает психологическая содержательность действия, ведь просто собрание даже самых зрелищных эффектов наскучило бы меньше чем через полчаса. Между тем, спецэффекты, созданные джексоновской Veta Ltd., поражают убедительностью и масштабностью (одних только компьютерных персонажей было сконструировано двести тысяч), при этом фильм (впрочем, как и первые два) – не только и не столько выставка достижений кинохозяйства цифровой эры, чего можно было бы ожидать и опасаться два года назад. Джексону удалось перенести на экран совершенно запредельный дух толкиеновского трансмифа, сравнимого, по этой части, разве что с Библией. Представьте себе, какое впечатление произведут все три части, просмотренные одна за другой? Это можно было бы сравнить с мегаоперами Вагнера, такова эмоциональная насыщенность этого зрелища. Если же завершать разговор о визуальных эффектах, надо отметить, что большей частью они достигались при помощи старых добрых киношных хитростей. Хотя, к примеру, склизкий уродец Горлум полностью создан на компьютере, при этом «актёрским дарованием» он ничуть не уступает своим реальным партнёрам.


«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

К слову, актёры просто великолепны, подбор оказался столь точен, что сложно отдать предпочтение кому-то одному. Большинство из них до съёмок были даже не знакомы с книгой, поэтому тем большего уважения заслуживает то, с какой серьёзностью и маниакальностью, свойственной лишь новообращённым, они прониклись идеологией борьбы за Кольцо. А ведь когда New Line Cinema объявила об утверждении на роль Фродо Бэггинса (Торбинса, Сумкинса – это уж кому как нравится) Элайджи Вуда, многие были удивлены и даже возмущены, чего только ему не вспоминали, вплоть до торчания в мусорном баке вверх ногами в «Факультете». Однако разве можно представить сегодня какого-либо иного Фродо, нежели в исполнении полутораметрового обладателя вечно распахнутых в удивлении глаз Вуда. А насколько хорош самоотверженный Вигго Мортенсен, у которого Арагорн не иначе как в крови! Хотя на эту роль изначально был назначен и даже начал сниматься совсем другой человек – двадцатисемилетний Стюарт Таунсенд, готовившийся к роли более полугода. Кстати, в первом же съёмочном эпизоде Мортенсену выбили мечом зуб и для того, чтобы не выбиваться из графика, он велел приклеить его моментальным клеем, после чего продолжил сцену.


«Властелин Колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King»

Но пальма первенства, конечно же, принадлежит Иэну Маккеллену – виртуозно воплощенный им Гэндальф отодвигает на второй план всех: и Фродо, и возвращающегося короля Арагорна, и Сэма, являющегося в третьем фильме, на мой взгляд, центральной фигурой, в талантливом исполнении Шона Остина. Под гримом и париком волшебника прячутся удивительно тёплые глаза сэра Иэна, которому по силам играть кого угодно и делать это чрезвычайно убедительно. Глядя на него, понимаешь, что победа братства, во главе которого стоит величайший маг и воин, неизбежна. Впрочем, все знают, что эта сказка закончится хорошо, и победа Добра прошествует от склонов бурлящего Ородруина до тихих смиалов Хоббитона.

Для истории, начавшейся восемь десятилетий назад (в 1937 году был опубликован «Хоббит, или Туда и Обратно»), закончился очередной этап, но сама она не закончится никогда, благодаря людям, которые верят, что началось всё не в середине XX века, а четыре эпохи назад. Профессор всегда был против того, чтобы его книгу иллюстрировали, не говоря уже об экранизации, ведь каждый вправе видеть этот мир таким, каким ему хочется. Но вряд ли он возражал бы против джексоновской версии – Средиземье, наверняка, выглядело именно так, как на экране. Приятно хоть ненадолго поверить в сказку, погрузившись в мир своих снов и фантазий, наслаждаясь величественными и удивительно романтичными пейзажами, замирая во время эпичных батальных сцен, ужасаясь свирепости и множественности жуткой нечисти. Радует, что «Властелин Колец», обладающий, как и полагается хорошему кино, множеством уровней восприятия, предоставляет такую возможность.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать