Отметим нюанс — во многих мультфильмах и блокбастерах комический элемент частенько представлен довольно обильно, но мы не будем рассматривать, гм, половинчатые сущности: нас интересуют комедии в максимально чистом воплощении, те фильмы, в которых абсолютно всё подчинено главной идее — рассмешить зрителя.
Люди в чёрном — $589 млн
Первый выпуск комической саги о контроле за населяющими Землю пришельцами по-прежнему остаётся самым крупным успехом этой франшизы с Уиллом Смитом во главе — и поделом, потому что вторые и третьи «Люди в чёрном», при всех добрых словах, которые можно найти в их адрес, всё же не дотягиваются до ладно, компактного и по-прежнему безотказно работающего первого фильма.
Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок — $586 млн
А вот обратный случай — продолжение явно уступает оригиналу по всем статьям (а чем меньше мы будем вспоминать о кошмарной третьей части, тем лучше для всех), но зритель предпочёл именно эту серию. Возможно, здесь сработал эффект завышенных ожиданий — первый «Мальчишник» стал хитом внезапно для всех, не в последнюю очередь благодаря своим отменным человеческим качествам, так что на вторую часть все ринулись с дополнительным рвением.
Ночь в музее — $574 млн
Интересная параллель с «Людьми в чёрном» — в этом сериале про то, как смешной герой смешно борется с фантастическими приключениями, тоже вышло три серии, и первая из них до сих пор остаётся самой популярной.
Третий лишний — $549 млн
Почему-то почти во всех комедиях в этом списке не обходится без спецэффектов — правда, если в «Людях в чёрном» и «Ночи в музее» их используют в основном в традиционном ключе, изображая с их помощью всякие невероятные дела и создания, то в «Третьем лишнем» главным спецэффектом является главный герой, нарисованный мишка с проблемами воспитания. Совсем скоро, кстати, выйдет и вторая часть — и не останется в этом списке ни одного фильма, стоящего отдельно, вне многосерийного контекста.
Знакомство с Факерами — $516 млн
И снова Бен Стиллер, единственный человек, пробравшийся в пять самых успешных комедий дважды. И снова трилогия — в этот раз, как и в случае с «Мальчишников», победителем выходит средняя часть. Занятно, кстати — если не спецэффекты, то свадьба: оба фильма без фантастической приправы в этом списке строят свой юмор на соединении семей. Вот над чем, значит, любит смеяться народ.
Бонус-трек: российские комедии в российском прокате
Ирония судьбы: Продолжение — $49 млн
Ну, и о родном — ни одному фильму не удалось повторить феноменальную придумку Тимура Бекмамбетова, сумевшего вытащить на продолжение «Иронии судьбы» взрослую аудиторию и сделавшего на этом почти рекордную для российского фильма кассу (впереди пока только Бондарчук со «Сталинградом»).
Самый лучший фильм— $27 млн
Единственный фильм в российской пятерке, в титрах которого не стоит фамилия Бекмамбетова, также повторяет случай «Людей в чёрном» и «Ночи в музее» — хотя фильмов в конечном итоге было три, самым популярным всё равно остаётся только первый. Ну, и ещё нюанс — у «Самого лучшего фильма» было зафиксировано рекордное для российского проката падение сборов на второй уик-энд, когда они резко сократились на 70 процентов. То есть, люди ринулись это смотреть, когда фильм вышел — а потом также резко отпрянули.
Ёлки 2 — $26 млн
Специальный новогодний сборник анекдотов, собранный под творческим руководством всё того же Бекмамбетова, пережил уже четыре выпуска. Второй пришёлся российской публике наиболее по нраву.
Горько! — $25 млн
Редкий феномен для новейшего российского кино — штука, придуманная не продюсерами, а режиссером, честное авторское кино, привнёсшее в наш отечественный мэйнстрим редко в нём до этого встречавшуюся человечность и искренность.
Ёлки — $22 млн
Ну, а это просто первые «Ёлки». Не знаю, что тут ещё можно добавить.