Очередная красноярская Музейная ночь под названием «Свободный атом» отшумела и откутила в минувшую субботу, 18 апреля. Единственная частица, которую удалось обнаружить невооруженным взглядом, была собрана из колючих крестьянских вил и встречала посетителей на входе в Культурно-выставочный центр. Помимо этой традиционной для события инсталляции Василия Слонова «ночь» отметилась парой симпатичных фотовыставок, перфомансом с изготовлением каши из топора и интересной поп-арт галерей, где горожане спешили запечатлеть себя на фоне банок Campbell Soup и поцеловаться с кислотной Мэрилин Монро.
Театральная программа на сей раз была не просто весела, но и немного сумасбродна. «Вспышка» показала спектакль Дмитрия Обуховского «Видеокамера» по пьесе Анны Яблонской. Насмешливое ерничанье над обществом консюмеристов: покупатель приходит в магазин, чтобы вернуть устройство, которое не в силах «зафиксировать и удержать реальность», и сталкивается с противодействием со стороны продавщицы и Волшебного Еврея-администратора. Текст поэтичен как по форме (что поначалу повергает в шок), так и по содержанию, смешно пародирует сюжет «волшебной сказки», однако предназначен скорее для камерной сцены, нежели для враждебного любому творчеству полиэкрана КМЦ — он немноголюден, в большом пространстве глохнет и теряет изящество, становясь обычной комедией.
Андрюс Даряла презентовал небольшой, минут на пятнадцать, спектакль по старенькой абсурдистской пьесе Максима Курочкина «Лысый затылок» — об окруженном странными людьми беременном мужчине. Пьеса — чистейшей воды беккетовское хулиганство, которое в постановке обрамляется ещё и политической сатирой за гранью сюра: мелодиями пропагандистской радиопередачи, звуками работающего миксера, картинкой ядерного взрыва. Не вдумывайтесь, вряд ли вы когда-нибудь ещё раз это увидите.
Хедлайнером же театральной площадки выступил столичный «Театр.doc» со своим интерактивным спектаклем «Квантовый скачок». Впрочем, именно что спектаклем «театрально-научный эксперимент», поставленный актерско-режиссерской группой «Le cirque de charles la tannes», назвать непросто — это упакованный в некую структуру стэнд-ап, где артисты импровизируют на темы, подкинутые им доброжелательной публикой: травят байки, паясничают, задирают зрителей и всё в этом духе. Время от времени «научный руководитель» проекта Константин Модестов вещает что-то о принципах отражения фотонов и о микроскопе Гейзенберга, демонстрируя подлинные чудеса перевода научных понятий в обывательские.
«Квантовая физика — тот ещё цирк», — похоже, решили «шарлатаны» и потому беззаботно обыграли принцип, согласно которому наблюдение за объектом является взаимодействием, меняющим состояние объекта. Получилось не то чтобы уморительно смешно, но забавно, а иногда даже шокирующее — по крайней мере, зрелище целующегося взасос с фарфоровым бобром актера Владимира Аблогина из памяти выветрится не скоро. Москвичи, что с них взять.