Давайте сразу начистоту — это действительно было круто. Честно, круто: усатый детектив Козульски с железными яйцами и луженой глоткой, картонный дым из картонной зажигалки, на холостом ходу въезжающие в мозг убойные речитативы, диалог о массажной расческе, игра «в стол» с двухметровой крысой и так далее, и тому подобное. Не сочтите меня занудой — я смеялся, когда вышибали бумажные двери и отрывали головы беспомощным старушкам, когда комиссар Коломбо с мисс Марпл сливались в непристойном танце, и даже когда Черный коп с помощью мультимедийных технологий красочно расчленял своего коллегу, я тоже пару раз улыбнулся, хоть зрелище и было — мама не горюй.
Однако всё это не причина избегать разговора по существу. Дело в том, что «Копы в огне», закрывавшие нынешние, последние в своем роде «Норильские сезоны» — не только красочное шоу, но еще и, черт возьми, театр. И если любой нормальный коп состоит, в равных пропорциях, из польской фамилии, стаканчика кофе, здоровенной пушки и дурного характера, то и любой нормальный спектакль можно разложить на составляющие, а им, в свою очередь, дать оценку.
Да, детище творческой банды под названием «Le Cirque de Chales la Tannes» (цирк шарлатанов, проще говоря) имеет мало отношения к серьезной драматургии, за исключением того, конечно, что попытка создать музыкальный спектакль в стиле хип-хоп (никакая это не «опера», разумеется, и даже не мюзикл) — это крайне важный и правильный для современного театра эксперимент. Стоит коротко пересказать сюжет для тех, кто постановки не видел, а также для тех, кто позорно сбежал уже на десятой минуте, не выдержав словечек «хер» и «жопа», употребление которых нарастало в геометрической прогрессии. Отдел особо опасных дел вступает в схватку с Клубом восьми убийц: крутые копы против безжалостных преступников, намеревающихся наводнить улицы новым наркотиком — дерьмоином. На почве борьбы с криминалом у «хороших» ребят давно шарики зашли за ролики: они до смерти пытают задержанных электрошоком, предателей сжигают заживо, а все происходящее сопровождают самоуверенными «телегами» о смысле жизни и достоинствах своей работы.
За счет чего такой эксперимент удается, ясно: во-первых, отличная пародия на всеми любимые полицейские боевики, во-вторых, буйная энергетика артистов, а, в-третьих, шикарная сценография, которая лучше всего описывается фразой «воинствующий примитивизм» — выполненные в духе комиксов картонные декорации и спецэффекты из серии «домашнее видео», когда, например, человека с головой-спичкой убивают, чиркнув о коробок, после чего тот медленно обугливается под воздействием натягиваемого на него черного целлофанового пакета. С другой стороны, не будучи большим знатоком популярного рэпа, авторитетно заявляю, что музыка, доносящаяся по ночам из припаркованных под окнами «шестерок», бывает в разы интереснее как в музыкальном, так и в литературном плане, чем то, что звучало в «Копах». Вероятно, тем столичным исполнителям, которые ваяли речитативы для спектакля, очень недоставало толковых рифмовников, если к словосочетанию «в огне» за полтора часа оказывается созвучно лишь «в г..не», и больше ничего. В отвратительном же качестве звука можно привычно обвинить тюзовскую акустику, однако, судя по многочисленным отзывам о спектакле, плохо выстроенный звук — это для ребят норма, вне зависимости от площадки.
Наконец, выехать на одних только гэгах и ощущении собственной крутости, когда делаешь столь сложное и потенциально крутое шоу, невозможно. Взявшись работать с популярными клише, авторы в итоге не сдюжили под их тяжестью, свалившись в яму, полную бородатых анекдотов из серии «Люк, я твой отец», и не было поблизости толкового режиссера, способного подать им руку. По этой причине некоторые сцены невыносимо тоскливы, превращаясь из аналога стильного раблезианского карнавала в глупую потешку для не особо-то захаживающей в театры публики.
Евгений Мельников,
фото Алины Ковригиной
p.s.: Создатели «Копов» рекомендуют посмотреть это видео тем, кто чего-то о спектакле еще не понял.
«Норильские сезоны». О погоне за памятью
«Норильские сезоны». Об инженерии высшего порядка
«Норильские сезоны». О Снарке и монтажниках-высотниках