Забытый в середине 90-х сюжет о вторжении незнакомцев в частную жизнь снова возвращается на киноэкраны. И возвращение оказывается не провальным. Пожалуй, главная претензия к фильму — это пара «провисаний» сюжета. Сначала зрителю слишком долго предлагают наблюдать за жизнью с виду образцовой американской семьи. Саймон (Джейсон Бейтман) и Робин (Ребекка Холл) переехали в другой город после получения новой работы. Они поселились в новом доме и при покупке мебели для нового «гнездышка» случайно столкнулись со старым школьным другом Саймона — Гордой. Играет его Джоэл Эдгертон (Том Бьюкенен из «Великого Гэтсби» Лурмана и фараон в «Исходе: Цари и Боги» Скотта), дебютировавшй также в роли режиссера и сценариста.
Режиссёр — Джоэл Эдгертон
В ролях: Джейсон Бейтман, Ребекка Холл, Джоэл Эдгертон, Эллисон Толман, Тим Гриффин
Продолжительность — 108 мин.
Длинное вступление от знакомства до завязки занимает неадекватно большую часть экранного времени. Еще одну оплошность Эдгертон-сценарист допускает ближе к концу, когда слишком долго томит зрителя в ожидании развязки, хотя подноготная всех героев уже раскрыта.
Горда слишком активно навязывает свою дружбу, дарит странные подарки, от которых неудобно отказываться и постоянно ходит в гости, когда Саймон на работе. В конце концов, Росс, остающаяся одна в доме с большими окнами, начинает становиться одержимой манией преследования. Ей постоянно чудится, будто новый друг со странным лицом отовсюду за ней наблюдает и сейчас войдет, чтобы подарить что-нибудь идиотское, например, корм для рыб.
Камера ходит за ней по пятам, создавая ощущение лабиринта в собственном жилище. Кажется, вот-вот Горда кинется на нее с ножом или начнет приставать, но ничего не происходит.
Тем более вскоре оказывается, что Росс недавно слезла с транквилизаторов. Стоит сказать, что в мерном течении фильма неожиданные вспышки напряжения создают эффект ужаса почище, чем в слешерах. Больше говорить о сюжете сложно, дабы не начать спойлерить.
Эдгертон в интервью говорил, что при написании сценария ориентировался на фильмы Михаэля Ханеке. Но почему-то при разговоре о «Подарке» на ум приходят не картины австрийца, а «Олдбой» Пак Чхан Ука и шедевры Хичкока. От первого Эдгертон взял идею об изощренном многоходовом возмездии. От второго — главный принцип создания ужаса, который рождает происходящее за кадром и напряженное ожидание чего-то страшного. Получился неплохой замес, но от него немного веет вторичностью из-за нехватки зашкаливающей жестокости Пак Чхан Ука и гениальности Хичкока.
Зато «Подарок» отличает двойственность. Непонятно, на чьей стороне режиссер — самовлюбленного, жестокого и циничного карьериста Саймона или тронутого лузера Горды. Позиция режиссера «над схваткой» дает возможность обнажить конфликт и поставить больные вопросы: делает ли негативный опыт человека сильнее и можно ли забыть прошлое в погоне за успехом. Финал остается открытым, а вопрос нерешенным. Понятно лишь, что возмездие за подлости совершится.
У дебютанта Эдгертона получился разговорный триллер, добротный и умный.
Сергей Соколов