Интересный всё-таки человек режиссёр Егор Баранов. К своим неполным 30 он сделал четыре фильма, две чёрных комедии с разным радиусом поражения («Самоубийцы» и «Соловей-разбойник») и фильм с упоительным названием «Иерей-сан: Исповедь самурая» и не менее упоительным актёрским составом (в главных ролях — Кари Хираюки-Тагава, Иван Охлобыстин, Пётр Мамонов). «Саранча» — как раз третий, фильм, начавший свою жизнь в качестве сериала, снимать который начали ещё два года назад, но в конечном итоге по неизвестным широкому зрителю причинам решили перемонтировать в двухчасовое кино.
В ролях: Пётр Фёдоров, Паулина Андреева, Дмитрий Шевченко, Алексей Горбунов, Екатерина Волкова, Максим Пинскер, Евгений Стычкин, Александр Голубков
Продолжительность — 118 мин.
Сериальное прошлое «Саранчи» очень многое объясняет в том, почему это кино получилось именно таким, каким получилось — одновременно многословным и регулярно замалчивающим главное, адски нагруженным мелодраматическими сюжетными поворотами и удручающе монотонным. Назидательная история о том, как роковая страсть толкает влюбленных на скользкую дорожку, а злодейка-судьба всё время жестоко разделяет их, будто была подсмотрена в нравоучительных мелодраматических романах конца XIX века, с их классовым разделением, столкновением бедности и богатства и прочими сопутствующими вещами. В принципе, можно найти и конкретные источники вдохновения — вполне можно вспомнить и «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, и «Терезу Ракен» Золя, которая, кстати, в своё время тоже выпускалась в качестве, ха-ха, сериала.
В теории это интересная задумка — перенести старосветскую нравоучительность в современный российский мир и обнаружить, что за полтора столетия не особо изменились не только сами люди, но и диктующий им некоторую систему отношений социальный расклад. К тому же сюжет «Саранчи» довольно неглупо устроен в том смысле, что каждое совершённое преступление героям не только совсем не помогает, но и усугубляет их положение, вскрывая какие-то обстоятельства, которые им были неизвестны.
Жаль, что «Саранча» устроена таким образом, что этот симпатичный посыл никак не может развернуться в полную силу. Выстраивая своих героев и их внутренний и внешний мир, фильм всё время скачет по верхам и регулярно ведётся на глупые клише. Многие жизненно важные трансформации героев обставлены либо не очень внятно, либо вообще никак. Понятно, многим пришлось пожертвовать в процессе утаптывания сериала в двухчасовой формат. Но всё же когда у тебя жестокий мир столицы обтёсывает романтически настроенного влюблённого поэта так, что сначала получается на всё согласный ручной пудель для богатой дамы, а потом расчётливый убийца, хотелось бы понимать каждое решение, приводящее героя к таким изменениям — чего, увы, не происходит.
Ну, и «Саранча» ещё периодически проговаривается по мелочам — например, в изображении столичной поэтической среды, целиком, по всей видимости, состоящей из одного бара и одного неописуемо карикатурного издателя в исполнении неузнаваемого Евгения Стычкина, или в деталях журналистского быта. Каждый такой нарративный промах сам по себе не очень большая проблема, но, накапливаясь, они подрывают доверие зрителя к фильму — а доверие подобной истории про опасность страстей жизненно необходимо.
Ну, и необходимо, наверное, что-то сказать про многочисленные эротические сцены «Саранчи». Здорово, конечно, что авторы фильма о всепожирающей страсти не чураются наготы и прочих деталей — в кадр регулярно попадаются лихорадочно стаскиваемые трусы, обнаженное тело присутствует не только в сценах любви, но и каких-то иных, в общем, присутствует некоторая попытка выступить с несколько реалистичных позиций.
Но в то же время практически каждая эротическая сцена преподносится с одинаковой торжественностью — медленно ползёт камера, тлеет и плавится янтарный свет, за кадром крепнет и набухает какая-нибудь нестерпимо-романтическая мелодия, и когда за два часа экранного времени это случается раз в восьмой, не остаётся уже никакого терпения. То есть, хорошим и неглупым идеям фильма «Саранча» всё время не даёт в полную силу развиться собственное несовершенство фильма. И привычный уже посыл про «хотели как лучше, а получилось как всегда», конкретному фильму подходит даже слишком.
Вердикт — невероятно накрученная мелодрама с роковой страстью и убийствами — монотонная и не совсем достоверная, но в то же время с несколькими симпатичными идеями за пазухой