Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Павел Михайлов: «Творчество — это ежедневная практика»

Павел Михайлов: «Творчество — это ежедневная практика»

11.11.2015
4
Павел Михайлов
Фото: Полина Петухова

Павел родом из села Бадагуй Баяндаевского района Иркутской области. Рисовать начал в 9 классе что, по его словам, не удивительно, так как старший брат с самого раннего детства занимался рисованием.

Я с детства наблюдал, как брат работал. Весь дом был буквально завален его многочисленными набросками. Поэтому для меня это было естественно — что надо уметь рисовать. Да и отец мечтал стать художником.

Семейная склонность к рисованию определила путь художника — Павел отучился в художественном училище Улан-Удэ, а потом поступил в Красноярский государственный художественный институт.

Материалы по теме
Алексей Мартинс: «Настоящее искусство должно бить и уничтожать»
Существует ли современное искусство в Красноярске

— На самом деле, необязательно учиться, чтобы рисовать, — удивил меня Павел, потративший на обучение почти полжизни. — Время не стоит на месте, как и искусство, которое сейчас может быть абсолютно разным. В России есть такая проблема — наша, безусловно, сильная академическая школа застряла во второй половине XIX века, она не развивается. Мы не практикуем какие-то новые направления и течения в искусстве, уже давно существующие на Западе. Хотя, с другой стороны, если ты хочешь написать слово, связный текст — нужно сначала научиться писать буквы. Академическая школа — это и есть те самые буквы. Но многие считают, что это уже есть искусство, дальше от этого не уходят. Однако, в мире множество талантливых художников, не получивших базового образования. По сути, оно им было не нужно. Когда смотришь на такие работы, да, академизма не видишь, зато есть идея — то, чему в школе не научат.

Не хочу отрываться от своих корней

Мастерской художник ещё не обзавелся, поэтому мы беседовали в его творческой квартире, где он создает небольшие работы из глины и пластилина. Ещё Павел работает с «серьезным» материалом — гипсом, бронзой и бетоном, из которых ваяет большие скульптуры и монументы.

Павел Михайлов
Фото: Полина Петухова

— На данный момент я отталкиваюсь от моей национальной традиции —пытаюсь совместить образы моей культуры с современностью. Не хочу отрываться от своих корней, да у меня и не получится — я вырос в этом. Хочешь не хочешь, а в любой моей работе будет вырываться что-то национальное. Это в крови. Сейчас к творчеству малых народностей повышенный интерес — в нем разглядели искусство, а не просто народное ремесло.

Как же происходит поиск художественного образа будущей скульптуры? Недолго думая Павел цитирует строки Анны Ахматовой: «Если бы вы знали, из какого мусора рождаются стихи».

— Так вот у нас, художников, все примерно так же. Многие думают, что образы преподносит вдохновение — оно тебя настигает в неожиданный момент, и ты тут же, бросая все, начинаешь творить. Это слишком приукрашено. Иногда ко мне действительно случайно приходит вдохновение — например, на выставке может вдохновить чья-то работа так, что хочется бежать в мастерскую и лепить. А бывает, что ты часами думаешь, выжимаешь из себя идею, образ, делаешь наброски, и ничего не получается.

Творчество — это ежедневная практика

Чтобы не упустить свою музу, Павел занимается творчеством каждый день с 9 утра до 19 вечера (даже в выходные!). Если же в это время нужно выполнять заказы, то творческая работа переносится на вечер. Это ежедневная практика или, как говорит Павел, профилактика.

И необязательно что-то должно получиться — можно целый день провести с карандашом, но так ничего и не «родить». Но именно сама привычка работать должна сохраняться. А бывают дни, когда ты садишься — и получается. Это называется «поймал момент».

Творческие люди, конечно, по-разному подходят к своему делу — кто-то вот ждёт вдохновения, и наконец, дождавшись, начинает творить в неистовом порыве. А для кого-то творчество — это ежедневный и многочасовой труд, в процессе которого и можно «словить» музу.

Рабочее место Павла
Фото: Полина Петухова

— Думаю, что вдохновение как аппетит — приходит во время работы. Если ты не будешь постоянно уделять время своему творчеству — его и делать не захочется. Сейчас я не замечаю вдохновения как такового, потому что оно настигает меня в те моменты, когда я уже работаю. К тому же для скульптора оно вообще не может быть сиюминутным — создание скульптуры очень долгосрочный проект, включающий много подготовительных этапов, прежде чем получится задуманное. Поэтому нужно растянуть вдохновение до конца.

От «творческого ступора» у художника есть целый набор средств — навестить родные края, увидеть что-то этническое или просто посмотреть, как сделана понравившаяся работа.

— Мне, как художнику, неинтересно просто прийти и посмотреть работу, гораздо увлекательнее оказаться в мастерской и увидеть, как она создавалась, в каких условиях, в общем — всю кухню. Поверьте, вдохновляет сам процесс создания!

Не каждому художником удается зарабатывать на жизнь своими произведениями. Поэтому, кто-то идет преподавать, а кто-то намеренно создает работы на продажу. Для Павла работа на заказ и своя работа — разные вещи.

Творчество — это делать то, что ты хочешь

— Творчество для меня — делать именно то, что ты хочешь. Это не должно понравиться всем, не должно быть модным, понятным и востребованным. Да, такие вещи не всегда можно продать. Когда приступаешь к работе с мыслью о том, что продашь ее в дальнейшем — это не есть хорошо, в том плане что ты уже неосознанно прогибаешься под вкус большинства. В заказной работе нужно воплощать идеи заказчика, и далеко не всегда эти идеи тебе по-настоящему нравятся.

Монумент, созданный Павлом
Источник: irkipedia.ru

Но вот один заказ по душе Павел вспомнил — на въезде в его родной район можно увидеть большого и величественного оленя — монумент, сделанный Павлом «от и до».

— Работа скульптора — огромная ответственность. Если по итогу ты обнаруживаешь недочеты — это остается на твоей совести. Большую скульптуру, а уж тем более установленный на всеобщее обозрение монумент, никуда не спрячешь. Люди будут каждый день его видеть, он станет частью жизни. Они будут смотреть на скульптуру и думать, что это норма, что так правильно.

Так, разговаривая о процессе изготовления бетонного монумента, мы перешли к теме современного искусства, которое, по мнению художника, отвечает своему времени.

— Сейчас искусство более концептуальное. Много сделано хороших вещей, которые обычному человеку могут быть непонятны — нужно знать концепцию, распознавать отсылки к той или иной культуре, тенденции и состояния общества в различные его эпохи. Чтобы понять искусство, нужно им интересоваться. Возьмем, к примеру, инсталляцию — объемный объект, но это не скульптура, потому что сделано здесь и сейчас, и завтра ее уже не будет. Мы живем в век перформанса, сиюминутности. Время сокращается, у нас есть все, чтобы его сэкономить, а времени всё равно нет. Вот он — парадокс современности.

Всероссийская выставка в формате арт-эксперимента «Линия. Точка» пройдет с 3 по 26 декабря в галерее «Енисей» (Красноярск, ул. Дубровинского, 1). 

Ольга Пестова специально для интернет-газеты Newslab.ru

Рекомендуем почитать