Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Люди своего дела: Андрей Шангин

Люди своего дела: Андрей Шангин

15.12.2015
0
Андрей Шангин
Фото: newslab.ru

Учредитель компании «Теплофон» Андрей Шангин рассказал, как научно-техническая разработка становится успешным бизнес-проектом.

Компания «Теплофон»
Год основания: 1997
Профиль деятельности: производство инфракрасных и конвективных обогревателей бытового и промышленного назначения.
Штат: 100 сотрудников
Бренд: «Теплофон»
Достижения: победитель конкурсов «100 лучших товаров России» с 2010 по 2013 гг.

Как вы пришли к созданию компании «Теплофон»? Был ли у вас опыт своего бизнеса до этого?

В свое время я закончил Красноярский политехнический институт, после чего начал работать там же, в лаборатории ультрадисперсных материалов. Это то, что сейчас называют нанотехнологиями. Я занимался научно-исследовательской работой, у меня были свои изобретения, внедрения на заводах, в основном оборонных. Объездил тогда практически все оборонные предприятия в стране. Но в 1990-е годы с финансированием нашей лаборатории, как и вообще научно-исследовательской деятельности, стало совсем плохо. Пришлось уйти из лаборатории и помаленьку заняться коммерцией — это, можно сказать, и был мой первый опыт своего бизнеса. Однако занимался я им только по необходимости, не воспринимал торговлю как дело всей жизни. Хотелось чего-то серьезного, создать какое-то свое производство. В этом у меня нашлись единомышленники — мои бывшие коллеги, также в разное время закончившие политех и работавшие в различных научно-исследовательских организациях. У них к тому времени тоже были небольшие бизнесы, кто-то даже пытался что-то производить. И всех объединяло одно — желание запустить серьезное производство. Тем более, что за плечами у людей был опыт научно-исследовательской работы, опыт организации производства. Так, в 1997 году мы вчетвером — бывшие выпускники красноярского политеха — создали свою компанию, сегодня известную как «Теплофон».

Как возникла идея бизнеса?

Тепло — одна из первейших необходимостей для человека, особенно в наших краях. Мы решили, что обогреватели — это тот продукт, который будет востребован. Тем более, что на рынке тогда был очень ограниченный выбор — по сути, предлагались только китайские масляные обогреватели радиаторного типа. В то же время нам в руки попался обогреватель плоского типа отечественного изготовления — мы использовали такие для обогрева «холодного» склада, который сняли под цех. Произведены они были очень примитивно, ненадежно, но сама идея использовать плоские нагреватели была разумной. Мы решили, что сможем ее развить и создать более надежный, качественный обогреватель плоского типа.

С чего вы начали работу?

Около полугода у нас ушло на разработку нагревательного элемента и самого прибора. В его конструкции мы использовали современные материалы, к примеру, термостойкий каучук, который тогда применялся только в космической промышленности. В итоге получился очень надежный обогреватель — приборы, созданные в 1997 году, до сих пор работают.

Кроме того, мы с самого начала сделали упор на изготовление инфракрасных обогревателей, что тоже было новым для нашего рынка. Это более экономичный вид обогревателей по сравнению с традиционными конвективными — позволяет сэкономить 30-40% энергии. Единственное, с чем поначалу у нас были сложности, — это дизайн приборов. Если нагревательный элемент мы разработали очень хорошего качества, то оформить его соответствующим образом не могли — не было нужного оборудования. Поэтому наши первые приборы представляли собой простейшие нагревательные панели.

С какими еще сложностями пришлось столкнуться на старте?

Основная сложность — нехватка финансовых ресурсов, оборотных средств.

По сути, собственного первоначального капитала нам хватило, только чтобы арендовать помещение под производство — тот самый бывший «холодный» склад. На все остальное, в первую очередь на оборудование, приходилось брать кредиты, причем под очень приличные проценты.

Еще сложность была в том, что параллельно с разработкой изделий и подготовкой производства нам приходилось приводить в порядок, отстраивать помещение. Это сейчас у нас здесь несколько этажей, где и производство, и отдел продаж, и администрация. А тогда был просто огромный пустой ангар — стены и крыша. Всё делали своими силами.

Вы помните, какую первоначальную сумму вложили в бизнес?

По-моему, мы взяли в кредит около 1 миллиона рублей. Точно подсчитать сложно, но сейчас это равнялось бы, наверное, 10 миллионам. Эти деньги позволили нам закупить оборудование, разработать, наконец, дизайн наших обогревателей и произвести какой-то первоначальный объем продукции.

Сколько человек сегодня задействовано в вашем бизнесе? Есть ли проблемы с привлечением рабочей силы?

Сейчас на предприятии заняты около 100 человек — это электромонтажники, маляры порошковой окраски, станочники, слесаря, сборщики, операторы станков ЧПУ. То есть, в основном рабочие специальности. Есть сложности с привлечением квалифицированных рабочих, инженерных кадров. За последние десятилетия фактически потеряна школа подготовки квалифицированных инженеров, школа организации производства. Красноярск всегда был промышленным городом, но как вы видите, сейчас от всей его промышленности мало что осталось. А ведь квалифицированные специалисты на пустом месте не появляются. У нас на предприятии благодаря тому, что остались люди, которые прошли старую школу организации производства, удалось создать систему передачи опыта молодым инженерам.

Насколько сильна конкуренция на вашем рынке? Как справляетесь?

Конкуренция серьезная в отличие от того времени, когда мы только начинали. Сейчас на рынке широко представлена продукция и китайских, и европейских производителей. Хотя европейцы в последнее время начали уходить — в связи с обвалом рубля наш рынок стал им неинтересен. Но проблема даже не в обилии конкурентов.

Дело в том, что рынок сейчас контролируется крупными торговыми сетями, а попасть в них очень сложно — условия входа чрезвычайно жесткие и невыгодные для производителя. Поэтому нам приходится развивать свою дилерскую сеть, что тоже непросто — требует времени и финансовых затрат.

Тем не менее, сейчас у нас уже около 80 дилеров в России. В Красноярском крае мы и вовсе контролируем большую часть рынка обогревателей, поскольку тут нас хорошо знают, и наша продукция пользуется высоким спросом.

Поставляете свои изделия на экспорт?

Мы давно работаем с Казахстаном — там нас любят, продукция «Теплофона» в числе самых популярных. Также отправляем наши обогреватели в Кыргызстан, Монголию. Начали «прощупывать» Европу — уже были первые поставки в Сербию, сейчас ведем переговоры с Болгарией. Недавно побывали там на выставке и ощутили очень активный интерес к нашей продукции как со стороны обычных посетителей, так и дилеров.

Сейчас оформляем евросертификаты на наши обогреватели — это непросто и затратно, но это первый шаг, который позволит нам выйти на рынки хотя бы Восточной Европы. Дальше будем смотреть — есть ли смысл двигаться в Западную Европу, будет ли там интересна наша продукция. Потому что выход на рынки тех же Австрии или Германии — это уже другие расходы и другие сложности. Там требуются какие-то внутренние сертификаты, очень сложная разрешительная система. В общем, задача — закрепиться для начала в Восточной Европе, а там видно будет.

Ощущаете ли вы поддержку малого и среднего бизнеса со стороны государства? И пользуетесь ли вы этой поддержкой?

Мы сотрудничаем с Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, которое действительно оказывает нам серьезную помощь, причем по нескольким направлениям. Во-первых, это доступные заёмные средства. Мы постоянно пользуемся займами агентства и, к примеру, сейчас за счет них приобрели новое оборудование — мощные прессы, которые позволили нам запустить дополнительно производство конвективных обогревателей.  Во-вторых, агентство помогает участвовать выставках. С ними мы ездили на выставку в Болгарию, о чем я упоминал, также с помощью агентства поучаствовали в выставке в Узбекистане. Это тоже очень существенная помощь и серьезный ресурс для нас.

Кроме того, мы являемся резидентами КРИТБИ, благодаря чему смогли реализовать проект по греющим панелям на основе гипсокартона, а также привлечь дополнительное финансирование и субсидии.

Подобные государственные структуры на самом деле очень помогают в развитии, так как предлагают инструменты, позволяющие бизнесу намного быстрее реализовывать производственные решения. Я говорю это как предприниматель, у которого на старте бизнеса недоставало необходимых финансовых ресурсов и приходилось привлекать деньги коммерческих банков. Это было очень долго и трудно — потому что динамичного развития не будет, когда нет достаточных ресурсов.

Более того, без структур, подобных агентству поддержки среднего и малого бизнеса, сегодня практически невозможно развивать производства, основанные на каких-то исследованиях и научных разработках, то есть инновационные производства.

Нам в свое время повезло — нам удалось коммерциализовать нашу разработку и развить бизнес за счет банковских ресурсов. Но в принципе научно-исследовательская деятельность и бизнес на ее основе требуют внешней поддержки.

Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?

О планах выхода на новые рынки сбыта я уже рассказал. Что касается производства, то в этом году мы начали выпуск нового изделия — обогревателя с греющей панелью из закаленного стекла. Это также наша собственная разработка, которую мы запатентовали, в том числе за рубежом. Сейчас мы выпускаем эти обогреватели небольшими партиями, но планируем, что спрос на них будет расти — они ничем не уступают импортным аналогам, но стоят в 3-5 раз дешевле. Поэтому в этом году мы начали строительство второго цеха целиком под производство новых приборов.

Также мы планируем развивать линейку стеклянных обогревателей, в частности, работаем над приборами потолочного типа. Есть планы начать производство новых изделий — обогревателей на основе натурального камня и керамогранита.

Ну, и есть планы по запуску совершенно новых направлений бизнеса, например, переработке стеклянных отходов. Но это пока на уровне идей, разработок и исследований.

Рекомендуем почитать