«В центре внимания» — рубрика в газете «Бостон Глоуб», посвященная специальным расследованиям; самостоятельный отдел из четырёх журналистов, занимающийся исключительно методичным и последовательным раскапыванием больших и интересных дел. В 2002-м году они опубликовали большой материал (первый из около шести сотен) о том, как верхушка католической церкви систематически, в течение многих лет замалчивала истории о своих священниках, подвергающих сексуальному насилию детей — и фильм рассказывает историю того, как шла работа над этим первым материалом.
Режиссёр: Том МакКарти
В ролях: Майкл Китон, Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Джон Слэттери, Брайан Д’Арси Джеймс, Лив Шрайбер, Стэнли Туччи, Билли Крадап
Продолжительность — 130 мин.
Рассказывает с изумительной, невероятной сдержанностью, которая в данном контексте кажется практически гуманистическим подвигом авторов фильма — по сути, перед нами несуетное производственное кино, рисующее процесс журналистской работы без героизации и аффектации. Люди сидят на совещаниях, ходят по инстанциям, звонят по телефонам, встречаются с источниками, часто не раз, потому что не каждый готов сразу рассказать всё то, что нужно — а из этого рождается большой и сложный материал.
В этой своей деловитой приземлённости «В центре внимания» и сам похож на большой журналистский материал — вот имена, вот факты, вот даты, всё было вот так и вот так, выводы делайте сами.
Это практически антитеза того, как в Голливуде привычно делаются большие фильмы на горячие темы для крупных кинематографических премий (ну, ладно, премий — одной премии, все мы знаем, какой). Персонажи «В центре внимания» — не героические борцы с системой и не чудаковатые аутсайдеры, меняющие правила игры под себя; это обычные люди, которые устают, совершают ошибки, делают неправильные выводы. Режиссёр и сценарист МакКарти, актёр по своей основной профессии (сыгравший, кстати, как-то важную роль журналиста в пятом сезоне «Прослушки») всячески подчёркивает будничность и уязвимость их каждодневного героизма — скажем, раскручивающий эту тему репортёр Уолтер Робинсон в прекрасном исполнении Майкла Китона в какой-то момент понимает, что когда-то сам прошёл мимо важного документа, упустил возможность не только раскрутить большую тему, но и, быть может, предотвратить массу случаев насилия над детьми, произошедших с тех пор.
МакКарти и его актёрская команда очень тонко и точно чувствуют материал этой вроде бы приземлённой истории. По знакомству с «В центре внимания» кажется немного странным, что актёрских номинаций на «Оскар» тут всего две — и Китон, и Шрайбер, и совершенно феноменальный Стэнли Туччи в небольшой, но важной роли адвоката, годами пытающегося выстраивать иски против церкви в пользу пострадавших детей, демонстрируют высочайшее мастерство при практически полном отсутствии хоть сколько-то широких драматических жестов.
Это свойственно фильму в целом — самый страшный жест МакКарти приберегает напоследок, и он одновременно предельно прост и бесконечно страшен; когда фильм заканчивается, на экране просто перечисляются места, где после бостонской публикации вспыхнули схожие скандалы с католическими священниками и детьми.
МакКарти точно знает, и «В центре внимания» лишний раз убедительно и мощно напоминает об этом — нет ничего более действенного, чем правда. А как это будет смотреться в стране, где журналистика как значимое социальное явление благополучно скончалась — это уже совсем другой вопрос, по своему не менее большой и болезненный.
Вердикт — замечательное взрослое кино о журналистике и правде — умное, тонкое, тактичное, классное