«Цезарь» — уже четвёртый фильм Коэнов подряд, направленный в прошлое, в том числе и собственное. Действие фильма разворачивается в Голливуде
начала 50-х — тут снимают фильмы, которые могли бы смотреть родители Коэнов, родившихся с разницей в три года во второй половине десятилетия. Это валентинка старому кинематографу, выписанная одновременно с любовью и иронией. Коэны высмеивают абсурдность самой институции голливудского студийного кино, но с большим уважением и трепетом относятся к той вере в киношное волшебство, с которой смотрела эти фильмы публика.
Режиссёры: Итан и Джоэл Коэны В ролях: Джош Бролин, Джордж Клуни, Олден Эренрайх, Рэйф Файенс, Скарллетт Йоханссон, Ченинг Татум, Джона Хилл, Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд
Продолжительность — 106 мин.
Это ведь действительно большое чудо — как из каждодневного хаоса, организованного безумцами и хамами, эксцентриками и идиотами, законспирированными коммунистами и тайными гомосексуалистами, рождалось вдруг искусство, находящее самый искренний отклик в душах миллионов людей.
Как и принято у Коэнов, «Цезарь» — фильм одновременно довольно простой и ужасно многослойный. Знатоки закулисья старого кино с восторгом смогут разматывать плотнейшее плетение из аллюзий на реально существовавших кинозвёзд и детали их биографии, аккуратно рассованных по кармашкам здешних персонажей. Но в то же время эти типажи выписаны достаточно выпукло и ярко, чтобы было смешно и тем, кто простодушно считает старыми фильмы, выпущенные пятнадцать лет назад.
Это очень смешная абсурдная комедия с похищением, выкупом, грязными закулисными тайнами, международным заговором и, возможно, самым гейским танцевальным номером из мюзикла в истории танцевальных номеров в мюзиклах.
И между строк этой гомерической неразберихи, распутывающейся самым уморительным образом, Коэны успевают поговорить о религии и коммунизме, смене эпох и кризисе веры, о реальности воображаемого и жизни ума.
«Да здравствует Цезарь!», при всех населяющих его комических идиотах, блистательно сыгранных лучшими кинозвёздами Америки, по итогу оказывается ироничным размышлением о вере и её необходимости.
Верить можно во что угодно, хоть в Библию, хоть в «Капитал», хоть в Тору, хоть в телефонный справочник с именами студийного начальства — или в кинозвёзд на киноэкране, почему нет.
И когда эта вера превращается в институт, это неизбежно становится ужасно абсурдным и смешным. Но в то же время не верить совсем — тоже не вариант. Именно вера, неважно, во что именно, часто оказывается тем цементом, что скрепляет воедино осколки того абсурда и хаоса, что весело и оголтело разворачивается вокруг нас. А если со стороны это выглядит смешно — ну, что. Давайте вместе над этим и посмеёмся.
Вердикт — прекрасная, умная и очень смешная комедия про Голливуд и необходимость верить во что-нибудь