Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Земля Эльзы»: премьера в красноярской «Пушке»

«Земля Эльзы»: премьера в красноярской «Пушке»

16+ для детей старше 16 лет
29.03.2016
11
Фото: new.sibdrama.ru

«Земля Эльзы» — одна из слабейших пьес Ярославы Пулинович, что априори нивелирует львиную долю всех актерских усилий. Качество текста таково, что большинству диалогов попросту не веришь: персонажи на ходу и неоднократно меняют языковые регистры, обмениваются репликами невпопад, на-гора выдают шокирующие откровения незнакомым людям. Не обходится без политических шпилек и актуального юмора — как бы опасаясь ненароком «дать Чехова», автор заставляет своих героев шутить про Дом-2 и произносить много-много слов впустую.

При этом психологических конфликтов здесь наворочено на телевизионный сериал — у каждого за плечами несчастливое супружество или беременная школьница; в общем-то, вся пьеса и есть — сценарий для русской мелодрамы из числа тех, что показывают по федеральным каналам и в междугородних автобусах.

Пожилая женщина в ранге прабабушки, едва успев схоронить нелюбимого мужа, повстречала романтического героя — такого же пенсионера с манерами отставного ловеласа и исключительным для его возраста темпераментом. Общественность, а также дети и внуки с обеих сторон против неожиданного романа: не воспринимают увлечение стариков всерьез, держатся за привычки, беспокоятся о квартирном вопросе. А те гнут свою линию и даже собираются пожениться и отправиться в путешествие по Европе — ну, или хотя бы в Анапу, а то как-то не по-людски.

Метафору сериальности режиссер усиливает, к примеру, хореографическими вставками, когда все улыбаются, веселятся и кружат, кружат, — как бы намекая, что бабушка на самом деле пересмотрела телевизор и к старости впала в легкую блажь.

Наиболее очевидно, что Ланцов воспринимает всё с добродушным сарказмом, становится через эпизод, где настороженные родственники сначала выискивают в поведении влюбленных меркантильные мотивы, а после весело таскают друг друга за волосы под дурашливый мотивчик — точь-в-точь в ситкоме средней руки. В контексте невероятной по своей образности сценографии Игоря Капитанова — поля, засеянного столбами с высоковольными проводами, потрескивающими на ветру, это выглядит не по-хорошему нелепо.

Материалы по теме
Топ красноярцев, добившихся успеха в кино
Самые известные актёры, режиссёры и операторы

Галина Саламатова и Алексей Исаченко, исполнители центральных ролей, как бы существуют в другом измерении — в проступающей сквозь безобразный текст драме о том, как одни люди лишают счастья других, силой и лукавством подменяя его своими представлениями о правильности. Саламатова — обрусевшая немка Эльза, божий одуванчик, хоть и потрепанный жизнью, но крепко впившийся корнями в землю — трогательна, искренна, романтична и напрочь лишена любой комичности. Подчеркивает ли всё это наложенный режиссером фильтр — вот вопрос.

Резюме: лучшая иллюстрация того, что не всякая современная пьеса заслуживает постановки в серьезном театре

Рекомендуем почитать