Сценарист Тони Гилрой пробовал без режиссёра Гринграсса и звезды Дэймона — мы помним, что получилось. Теперь вот в «Джейсоне Борне» режиссёр Гринграсс говорит — ладно, сами напишем с монтажёром; подсказать, что выходит?
Режиссёр: Пол Гринграсс
В ролях: Мэтт Дэймон, Томми Ли Джонс, Алисия Викандер, Венсан Кассель
Продолжительность — 125 мин.
А разгадка одна — «вы же и убили». Он пришёл из воды и ушёл в воду, поминай, как звали; Моби спел уже ему свою отходную. Маршрут от «Идентификации» до «Ультиматума» через «Превосходство» был прописан так грамотно и заканчивался так точно, что паровоз имени Джейсона Борна не только давным-давно прибыл на конечную, но и был снят с маршрута и торжественно поставлен на памятную стоянку.
Новое слово сказано, революция в жанре давно произведена в ранг общего места; для движения в неизведанные ещё территории работают и разрабатываются новые маршруты. Но всё тянутся и тянутся к стоянке члены старого экипажа, всё норовят пристроиться сзади к упокоившейся махине и потолкать её от души, энергично изображая руление и преувеличенно бодро объявляя станции. Закрутятся колёсики от такого усилия? Не надо быть отличником по физике, чтобы смекнуть правильный ответ.
В «Джейсоне Борне» авторы пытаются найти для своего героя новое актуальное обрамление — что выражается в основном в механическом подвёрстывании к сюжету относительно недавних локальных конфликтов (Греция) да не особенно внятном подсюжете о тотальной слежке плохих спецслужб за всеми через интернет. Для кого-то это, видимо, новости, окей. Но материал и герой сопротивляются — Дэймон, когда не бьёт кому-нибудь лицо и не идёт куда-нибудь с мрачной решимостью, изображает в основном человека с лицом встревоженной бабушки, толком не понимающей, что за бедлам творится вокруг.
Оно, в общем, понятно — в высокотехнологичном мире спутниковой слежки и доступа ко всем видеокамерам мира через интернет фигура полевого агента-оперативника стремительно теряет свою ценность. «Джейсон Борн» даже сам рисует нам этот дивный новый мир, но почему-то тормозит в сантиметре от совершенно резонной мысли провести ключевой конфликт фильма именно по этой линии. Вместо этого Борну предлагаются — в четвёртый раз! — всё те же старые грабли.
Очередная погоня за собственным прошлым — Борн ещё в самом начале вроде бы заявляет «Я всё вспомнил», но тут же сам, эй, как это, ведётся на очередной привет из, ба, всё-таки ещё тёмного прошлого. А там что? Да как что — очередная секретная программа, ещё секретнее всех предыдущих. Очередная крупная фигура в рядах разведки, ещё законспированней и могущественней прошлых законспирированных и могущественных антагонистов; да сколько их там ещё незримо стоит друг за другом-то?
Авторы даже не замечают, что их герой превращается в пешку их сюжетных махинаций. У него нет собственной воли, он только реагирует, бежит сначала от кого-то, потом к кому-то, потому что кто-то ещё сказал ему что-то, и теперь опять надо бежать, то туда, то сюда. Впрочем, да — чего можно хотеть от трупа, благополучно решившего все свои проблемы ещё девять лет назад?
Что остаётся? Да, драки, да, нервное напряжение, да, чётко сгенерированный хаос, арт-хаусные брутальные погони и прочее. Но всё это — энергичный хоровод вокруг пустого места. Там, где должно быть сердце истории, у «Джейсона Борна» дыра, задувает ветер. Былые раны холодит, и хочется побыстрее это окошко закрыть.
Вердикт — энергичное упражнение в знакомой форме, прискорбно не нашедшее новых легитимных поводов оживлять старого героя