Сюжет о прибытии на Землю инопланетян в последние годы рассматривался в кино регулярно, но в основном с катастрофически-боевой точки зрения. «Прибытие» сразу, ещё до того, как станут понятны его истинные намерения, набирает себе очков той торжественной взрослой серьёзностью, с которой фильм подходит к своей теме. Первый час, когда мы вместе с героиней Эми Адамс, грустным лингвистом, продвигаемся от озадаченного наблюдения панических новостей в телевизоре к личному участию в контакте, сделан довольно грандиозно.
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг, Ци Ма
Продолжительность — 116 мин.
Вильнёв — большой мастер определённого настроения, тягучего, странного, странно завораживающего. И тот медленный и торжественный дрейф, которым «Прибытие» неотвратимо притягивается в первой половине к своим прибывшим, наверное, лучшее, что ему удавалось (пока) воплотить на большом экране. Здесь «Прибытие» переполнено восторженно-затаённым ожиданием открытия неведомого.
Как непостижимо парит корабль на лугом Монтаны, обрамлённый стекающим с гор туманом у горизонта, как загораются внимательные глаза Адамс, как по-детски ухмыляется Реннер, когда его герой-физик впервые прикасается рукой к поверхности инопланетного корабля — Вильнёв уверенно миксует макро и микро масштабы, и в этом сочетании глобального и личного живёт главная сила «Прибытия».
Слабость, впрочем, как выяснится позже, тоже. «Прибытие» устроено довольно амбициозно — когда наступает время больших ответов на большие вопросы, фильм становится разрозненнее и фрагментарнее. Для этого у авторов есть, с одной стороны, довольно убедительное нарративное объяснение, позаимствованное из рассказа «История твоей жизни», который лёг в основу сценария. С другой, в этой фрагментарности фильм и сам немножко разваливается на разные кусочки.
Да, имеющееся в фильме политическое высказывание о том, что самое важное — это правильно налаженная коммуникация, вроде бы довольно актуально в сегодняшнем мире, где мы регулярно, в том числе и прямо на этой неделе, видим победу сил, настаивающих на обратном. Но в то же время оно вступает в некоторый диссонанс с позаимствованной из рассказа центральной историей героини, которая оказывается совсем про другое — про то, что, грубо говоря, предсказуемый печальный конец любой жизни не есть повод отказываться её проживать.
То есть, стремясь высказаться в своём фильме и о глобальном, и о личном, Вильнёв не очень выдерживает баланс. Но в «Прибытии» всё же довольно много талантливого, завораживающего, удивительного, чтобы дать ему шанс.
Вердикт — амбициозная взрослая фантастика с идеями — пусть и не все из них были одинаково удачно реализованы