Раскроем первый секрет — «Монстро» тут всё-таки немного ни при чём, его явно подсунули совершенно самостоятельной истории в отделе маркетинга. Ну, или нам ещё только предстоит большое объяснительное полотно, в котором события в Нью-Йорке, как в «Монстро», окажутся связанными со здешними событиями в Луизиане — что, скажем прямо, маловероятно, поскольку громоздко, сложно и непонятно толком, зачем.
Режиссёр: Дэн Трахтенберг В ролях: Мэри Элизабет Уинстед, Джон Гудмэн, Джон Галлахер-младший
Продолжительность — 103 мин.
Другой секрет, о котором хотелось бы сказать, на деле не совсем секрет, но приятное совпадение. Одиннадцать лет назад в своей рецензии на фильм Спилберга «Война миров», самой первой своей для этого издания, отметим мимоходом, некий кинокритик упомянул, что кусок о встрече героя Тома Круза с героем Тима Роббинса в подвале во время инопланетного вторжения мог бы спокойно превратиться в самостоятельную историю. Так вот, «Кловерфилд, 10», если коротко, примерно та самая история и есть.
Перед нами — камерная психологическая угадайка о столкновении характеров в замкнутом пространстве, дающая симпатичную интимную перспективу на события, типичные для большого блокбастера. Здесь всё сочинено примерно таким же образом, как придумываются повально популярные квесты в замкнутых пространствах.
Собери улики, разгадай, что именно происходит. Используй подручные предметы — костыль, ножницы, бутылка, занавеска для душа. Найди выход. Разберись, где правда.
Как процесс, движимый максимально естественным вопросом — а что героиня, то есть, мы сами, те, кого она символизирует, сделает дальше? — «Кловерфилд, 10» обставлен довольно эффектно, с энергией, выдумкой. Особенно выигрышно такой скромный гимн находчивости обычного человека перед лицом необычных обстоятельств звучит на фоне эпических размышлений о тяготах могучих героев, что колосятся сейчас в каждом втором блокбастере по комиксам.
К тому же «Кловерфилд, 10» заканчивается на редкой по нынешним временам ноте — не закатанного в асфальт унылого принятия того факта, что за финалом этой истории непременно последует ещё десяток выпусков, а совершенно искреннего желания узнать, что же будет дальше.
Самое место вроде бы сказать, что «Кловерфилд, 10» — гордое новое и сильное слово в мире большого кино, если бы не одно «но», симптоматичное, впрочем, для целого поколения режиссёров, выросших на Спилберге и Лукасе.
И тот, и другой придумывали невероятные, фантастические истории — про межгалактические войны, про визиты инопланетян на Землю, про гигантских акул и коварных нацистов. Но за этими фантазиями всегда стояло желание поговорить о чём-то максимально простом, близком и эмоционально важном — о взрослении, о семье. Новые ребята это помнят и стараются обязательно найти и в своём фантастическом спектакле какие-то личные сюжеты и нотки для своих героев, но ситуация уже перевернулась с ног на голову.
То, что для Спилберга и Лукаса было смыслом высказывания, для разговора о чём только и стоило выдумывать невероятные небылицы, для нынешнего поколения — просто приём, повинность, дань устройству любимого жанра, придуманному старшими.
«Кловерфилд, 10» — такой же пример этой динамики, как и прошлогодний «Мир Юрского периода». И эта механистичность в разговоре об эмоциях не даёт полюбить «Кловерфилд, 10» — остроумный, энергичный и неглупо придуманный и разыгранный развлекательный дебют — всем сердцем.
Вердикт — в целом довольно здорово сделанный фильм, который немного портит собственное желание быть во всём, как большие