Расскажите о себе — где вы родились, где учились, кем работали до переезда?
Я родилась в Красноярске, училась в седьмой гимназии, мечтала работать на телевидении, но потом провалила экзамены на журфак и поступила на истфак КГПУ. Казалось, что журналистом мне не стать, однако историческое образование оказалось очень полезным. Тогда деканом был Самуил Ильич Кангун, считаю, что мне повезло застать лучшие годы факультета! И сейчас я бы ни за что не променяла истфак на журфак. Тем более, что осуществиться моей мечте это не помешало.
На пятом курсе меня взяли на стажировку в новости Афонтово. Это было прежнее звёздное Афонтово, на нем работали мои кумиры — Илья Бухтуев, Наташа Иванова, Серёжа Зыблев, Оксана Калинина, Максим Максимов. Сначала пришлось много и бесплатно работать, учиться новому. Я погрузилась в мир телевизионных новостей и это одно из самых прекрасных событий, которые случились со мной в жизни. Потом с сюжетом про слизней, поселившихся в подвале жилого дома, я вышла в финал очень престижного в то время конкурса телекомпании НТВ «Профессия репортёр». Собрала чемодан и уехала в Москву. На федеральном канале я работала полевым продюсером, продюсером отдела оперативного планирования и даже немного корреспондентом.
В один из своих отпусков я отправилась в Индию. Однажды вечером, придя с пляжа, я увидела, что весь номер был наполнен бабочками. Они были повсюду, на стенах и на потолке, летели на свет. Пол хрустел от их тел. Я испугалась и побежала в ближайший магазин. Очень боялась тогда всяких жуков и прочих тварей. В магазине сидел парень и я его спросила, что происходит. Завязался разговор.
Оказалось, что он работает шеф-поваром круизного лайнера в Карибском море, а дома, в штате Гоа, тоже проводит свой отпуск. Мы обменялись электронными адресами и отправились работать. Он — на корабль, я — на НТВ. Он писал мне каждый день, звонил, уже через два месяца умолял выйти за него замуж. Это не входило в мои планы. Работа на телевидении была для меня очень важна. Я решила парня не расстраивать, в шутку согласилась, а в следующий отпуск отправилась в Гоа.
Нужно ли готовиться к переезду или это импульсивное решение ? Как было в вашем случае?
Проверка чувств увенчалась успехом: в Москву возвращаться уже не хотелось, я решила все бросить и отправилась вслед за любимым на атлантический круизный лайнер. Уволилась с НТВ, прошла собеседование на позицию официанта и улетела в Майами, где был домашний порт нашего судна. Бороздили океаны полгода, а потом контракт закончился и мы уехали в Гоа. Поженились и очень скоро у нас родился наш сын Ариан.
В этом году мы отметили семь лет со дня знакомства. Я живу в Гоа постоянно уже почти три года. Муж построил нам большой и красивый дом. В прошлом году у нас появилась дочка Аника.
Вы чувствуете себя чужой? Как живется в Индии?
Я отношусь к этому философски. Это моя планета, Земля, это мой дом. А дома всегда уютно. Главное — это внутреннее ощущение. Конечно, Индия накладывает определённые условности. В первые годы после брака я старалась носить закрытую одежду, ставила синдур — полоску из красной краски на темени — знак замужней женщины, носила тикли — красную точку между глазами. Но со временем я поняла, что нужно в любой стране и в любой ситуации оставаться самой собою. Я никогда не носила слишком вызывающую и короткую одежду, а сейчас предпочитаю льняные платья. И шлёпанцы. Вот и первое отличие от Красноярска. Здесь можно ходить в шлёпанцах круглый год.
Второе — цена на помидоры, здесь килограмм стоит 20 рублей. А я очень люблю помидоры. Вегетарианцу без них не выжить! Я не ем мяса уже шесть лет.
Третье — улыбки. Индийцы все время улыбаются, но это не «пластиковая улыбка» американцев, это их внутреннее состояние. Положительные эмоции забирают меньше энергии, а индийцы очень хитрые и экономить умеют. В Красноярске все хмурятся. Я это специальное выражение лица считаю визитной карточкой родного города и везде ношу ее с собой! Улыбаться без причины меня не заставить.
Четвёртое — детские площадки. В Красноярске такая есть в каждом дворе, думаю, что это уже не просто ржавые горки, а настоящие дворцы для детских игр. В Индии дети играют с палочками и камешками, до ближайшего парка с качелями приходится ехать полчаса на машине.
Пятое — левостороннее движение. Хорошо, что я в России никогда не садилась за руль. Тут на дорогах другие правила, и это касается не только стороны, по которой едут машины. Дороги узкие, разбитые, кроме этого полно скутеров и мотоциклов. Правила не соблюдают даже полицейские. Так что пришлось постараться, чтобы сесть за руль. Много слышали про индийское состояние «шанти» (в философии индуизма и буддизма означает мир, покой, гармонию — прим. ред.)? Вот без него водить автомобиль в Индии очень сложно. Если есть внутри агрессия, лучше ходить пешком. Желание материться возникает через каждые сто метров.
Как к русским относится местное население?
Они очень рады русским. Ведь те везут сюда деньги, и это единственное, что имеет значение для индийцев. А вот европейцам и представителям других национальностей, которые обосновались в Гоа задолго до нас, засилье русских не очень-то нравится. Но у них своя тусовка и мы почти не пересекаемся.
Русские, живущие здесь подолгу, гоанцам менее выгодны, нежели «пакетники» — туристы, прилетающие на пару недель. Они меньше платят, торгуются, претензий у них больше. Другое дело, что русские туристы в Гоа — капля в море. Сейчас весь туристический бизнес штата спешно переориентируется на своих, индийских отдыхающих. Я за эти годы наблюдаю, насколько сильно сами индийцы полюбили отдыхать в Гоа. В других штатах алкоголь, к примеру, или запрещён вообще, или стоит очень дорого. Они сюда приезжают выпить, на белых людей посмотреть, а если повезёт — сфотографироваться. Ну, и наркотики в Гоа в свободном доступе. Через десять лет, по моему ощущению, здесь будут отдыхать только индийцы, может, останется немного европейцев и русских, из старичков, кто за атмосферой приезжает. Индийцы очень разбогатели за последние годы, и они хотят тратить свои деньги на родной земле. В Гоа для них сейчас создают все условия.
Сложно ли было найти работу?
Официально я не работаю, меня содержит муж, но профессия телевизионщика так просто не отпускает. Я решила вернуться к любимому делу и создала проект TVой GOa. Вместе с единомышленниками мы делаем пародию на российские выпуски новостей: рассказываем о жизни русского Гоа, снимаем материалы об индийской культуре, религии, даём советы туристам. Делаем это безвозмездно. Снимаем на обычный айфон, на нем же и монтируем. У нас есть свой канал на YouTube, так что моя мечта наконец сбылась, я — директор канала! Шучу.
Через год после существования проекта обо мне вспомнили мои бывшие коллеги с федеральных каналов. И теперь мне удаётся делать сюжеты о моей драгоценной Индии для программы «Международное обозрение», которая выходит на канале Россия-24. Я работаю ещё над некоторыми прокатами для федеральных СМИ. И всегда готова к сотрудничеству.
Уезжая из России с кем было тяжелее расставаться?
В России у меня остались друзья и часть семьи — в Красноярске папа, бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры. Мама и родная сестра живут в Турции, там моя Алиса тоже вышла замуж и родила сына. Вот так интернационально у нас все.
Планируете ли вернуться в Россию?
Дети у меня — россияне. Ариан Маночкумарович Камли и Аника Камли. Сибиряки! Свою фамилию я не меняла. И муж это целиком поддерживает. Россия — великая страна с большими перспективами. Надеюсь, что через 20 лет политическая атмосфера поменяется и Ариан поступит в российский вуз. Ну а сейчас, пока дети маленькие, я хочу жить здесь. Неизвестно, как потом сложится судьба. Ведь и десять лет назад у меня и в мечтах не было того, что я имею сейчас.
Дарья Теричева специально для интернет-газеты Newslab.ru