Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Билетов нет»: что мешает путешествовать по Енисею?

«Билетов нет»: что мешает путешествовать по Енисею?

23.06.2017
49
Полина Попова готовится к очередному путешествию на теплоходе по Енисею

Так как я родилась на Севере, каждый год мы собирались ехать на теплоходе, потому что это дешевле, чем самолетом. У нас только два вида транспорта — воздушный или водный. Раньше теплоходов было много, а сейчас осталось всего два («Матросов» и «Чкалов»). Это крайне мало — чтобы мне добраться до Сургутихи (деревня в Туруханском районе края) из Красноярска, нужно двое суток, до Дудинки — около пяти. Против течения ехать в два раза дольше. Получается, что между теплоходами большой промежуток времени — людям сложно подстроиться под расписание.

От моей деревни до Туруханска мы с дочкой долетели сюда за 6,5 тыс. рублей, от Туруханска до Красноярска — 11,5 тыс. рублей. За ребенка в 2,5 года платить приходиться 80% от стоимости билета. Летом хорошие самолеты часто меняют на Ан-24 — летишь три часа, уши закладывает, ребенка тошнит и не кормят.

О количестве

Когда раньше было много теплоходов, можно было подстроиться — туда и обратно ехать по воде, а сейчас сделать это практически невозможно. Мы покупали билеты на август в апреле одними из последних. Самый бум — начало лета, когда домой уезжают студенты, и конец — когда все возвращаются обратно.

Стоимость билетов по маршруту Красноярск-Дудинка в каютах первого класса для взрослых составляет 22 219 руб., второго — 14 849, третьего — 11 462 рубля. Детский билет в каюту первого класса будет стоить 13 693 рубля. Есть возможность забронировать билет на срок до пяти дней. Стоимость услуги — 550 руб.

Был теплоход «Лермонтов» — его судьба неизвестна, кто-то говорит, что он больше не рентабелен и его нельзя использовать, а кто-то, что его продали под гостиницу на воде. «Чехов» был очень комфортабельным теплоходом, ездили на нем иностранные туристы, сейчас он стоит в Москве как гостиница. Был маленький теплоход «Близняк» — его тоже убрали из-за несоответствий требованиям безопасности, а он был быстрее всех — приходил на четыре-пять часов раньше.

Два раза в год по северным льготам мы можем ездить за счет государства, билеты берем в первый класс — поедем с комфортом, в каюте с диваном и раковиной, на верхней палубе и с хорошим видом.

О желаниях иностранцев

Теплоходы все старые, но красивые. Каждый год встречаю иностранных туристов — из Америки, Финляндии, Европы. Едут посмотреть пейзажи, в музей вечной мерзлоты в Игарке. Проблемы с покупкой билетов актуальны и для них: если европейцы скажут «ага, давайте-ка летом съездим!» и приедут покупать билеты, им скажут, что их нет. Бывает, что тебе говорят: «За двое суток до выезда позвоните, мы вам точно скажем, может, кто-то сдаст билеты».

О комфорте на месте

До Енисейска маршрутов много, а попасть в более северные районы тяжело. В некоторых населенных пунктах нет никакого комфорта для пассажиров — например, причала. Наша деревня в 12 км от Енисея, чтобы попасть на теплоход или сойти с него, нужно ехать на лодке, ждать под дождем или в охотничьей избушке. Во многих поселках точно такая же ситуация.

Теплоход подходит, заглушает двигатель — подплываешь на лодке. Теплоход — огромная махина — и ты. Если лодка неправильно привязана, может просто изрубить винтом. Так тонули целые семьи.

Сотовой связи до сих пор нет — только спутниковая, дорогая, поэтому связываются с теплоходом по рации. Об этом не принято говорить, но о движении теплоходов помогают узнать браконьеры. Местные ловят осетра, потому что работы нет, и приезжают к теплоходу, чтобы тайно сдать туда груз. У них есть свои контакты, они знают точно, когда теплоход будет. Так мы и узнаём о прибытии транспорта.

О каютах и пассажирах

На теплоходе несколько классов кают. Третий подразделяется на классы А и Б: на палубе и в трюме. Это двухместные и одноместные каюты, в которых очень удобно ехать студентам — всё время они проводят на палубе, а в каюте только ночуют. Есть полки, шкаф, кресло, столик — всё необходимое. Каюты второго класса более комфортные — четырехместные, но не особо отличаются от третьего класса. Первый класс — это диван, картины на стенах, а люкс — уже комната с кухней для двоих. Ценник у люкса от третьего класса отличается чуть ли не втрое.

Раньше был четвертый класс — это когда ты едешь на палубе, и с добрыми людьми договариваешься, чтобы поспать в каюте. В целях безопасности такие билеты больше не продают.

В принципе, на теплоходах очень комфортно, красиво и интересно, только не хватает помощи — матросы, конечно, всегда помогут, но не всегда персонал уважительно относится к пассажирам, не всегда получается договориться о, например, переезде в пустую каюту.

О ежедневных потребностях

Сейчас душ на теплоходе можно принимать практически круглосуточно, но он не закрывается — просто перевернул табличку «Занято» и моешься.

Питание приходиться оплачивать отдельно. В ресторане проходят концерты, хорошо кормят; если заказываешь, например, картофельное пюре, то оно будет стоит в три раза дешевле, чем в общепите Красноярск. Есть комплексные обеды — раньше они стоили около 250 рублей.

По вечерам люди начинают выпивать. Если в городе ты можешь купить алкоголь до 23 часов, то там — практически круглосуточно. Был случай, когда подвыпивший мужчина вышел на одной из остановок на местный рынок, и не успел — догонял теплоход на лодке. Как-то раз выпившие буянили — их посадили в машинное отделение и чуть ли не наручниками пристегивали.

О ритуалах и развлечениях

Есть и свои ритуалы — от Красноярска теплоход отходит под «Прощание Славянки», некоторые достопримечательности тоже сопровождают песнями.

За окном очень красиво, если жарко — можно позагорать, если шторм — тоже здорово. В ресторане большие окна — смотришь, как бьют волны Енисея. Любая погода хороша. На ракете таких впечатлений от рейса ты не получишь.

Закат на Енисее

О северных туристах и перспективах

В 60 км от нас есть село Верещагино, там живет молодой человек, который организовал туристический клуб. У него свои угодья, где он может проводить экологическую рыбалку: поймали, сфотографировались с уловом, отпустили — на теплоходе перевозить рыбу невозможно, потому что нет морозилок. Если у тебя нет знакомых среди команды, рыбу ты не довезешь.

В 90-е, когда зарплату не платили, мы выживали за счет теплоходов. У нас был знакомый на одном, который покупал у нас ведро брусники за 200 рублей, ехал и продавал намного дороже. Недаром говорят, что Енисей — артерия жизни.

Материалы по теме
«Бренды не помогут полюбить Сибирь»: что не так с региональным туризмом?
Почему путешественники объезжают Красноярский край стороной

Раньше был отдельный теплоход, который возил на Север иностранных туристов. Местное население ездило их встречать, чтобы продать копченую рыбу, пушнину или купить экзотику — от разливного пива до фруктов. Для населения это был способ подзаработать.

Было бы здорово в каждом поселке построить хотя бы маленькую туристическую базу, чтобы иностранцы и россияне приезжали туда на рыбалку. Найдется куча желающих из местного населения, которые могут научить, показать места. Летом на Севере белые ночи — можно рыбачить круглосуточно, ближе к осени — шишки, ягоды, грибы. Северный туризм мог бы стать массовым, но для этого нужна инфраструктура и конкретные действия.

Фото из личного архива Полины Поповой

Рекомендуем почитать