>
>
>
Капитально провалились: капремонт съедает миллиардные платежи красноярцев

Капитально провалились: капремонт съедает миллиардные платежи красноярцев

25.10.2017
45

Солдат спит — служба идет

О том, что капитальные ремонты многоквартирных домов в Красноярском крае идут из рук вон плохо, заговорили еще в прошлом году, когда на конец отчетного периода планируемые показатели так и не были достигнуты. Дошло до того, что заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис заявил, что в крае план работ по капремонтам не выполнен на 65 %.

«Хотел бы отдельно обратить внимание коллег из 14 регионов (в их число вошел и Красноярский край — прим. ред.), которые, по нашему мнению, просто занимаются подгонкой цифр, — заявил он, — мы проверили и выяснили, что ровно на тот объем недовыполнения, который они допустили, в последний месяц года, в декабре, они просто внесли изменения в план и сократили объем».

Краевые власти тогда парировали:

«Министерство строительства и ЖКХ края выясняет, по каким критериям специалисты Минстроя России оценивали итоги работы регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов».

В качестве иллюстрации позитивной работы даже звучала цифра — 236 домов, которые были отремонтированы на территории края. Вот только в принятом краевым правительством плане капремонтов их было заявлено почти вдвое больше — 471.

Такое рассогласование в цифрах генеральный директор Фонда капремонта Красноярского края Нина Авдеева объясняет тем, что по закону программа обновления многоквартирных домов принимается с горизонтом в два года.

«То есть конечный срок сдачи домов, в которых запланирован капитальный ремонт в 2016 году, приходится на декабрь 2017 года. Часть же домов этого года будет сдаваться в следующем», — уточняет она.

Причина такого подхода в длительности самой процедуры: четыре месяца уходит у фонда на то, чтобы уведомить жителей плановых домов, что их ждет ремонт, после чего дождаться от них реакции в виде протоколов, подтверждающих согласие и готовность. Дальше, еще примерно два месяца, уходит на объявление торгов, подведение их итогов и подписание контрактов. Ну, а потом еще четыре месяца на то, чтобы подрядчик управился с проектированием и приступил к работам. Итого: 10 месяцев ожидания!

«По некоторым зданиям процедуры проходят быстрее, и их мы успеваем отремонтировать в текущем году, — говорит Авдеева, — по остальным же, всё переносится на следующий».

Протекающее качество

Однако есть и другая причина двухлетнего планирования капремонтов, уверен председатель комитета по строительству и ЖКХ Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Кулеш — фонду катастрофически не хватает собираемых с населения денег. И дело не в том, что люди не платят — за 2016 год уровень сбора взносов на капитальный ремонт составил 82,5%. А в самом тарифе.

«Изначально, при утверждении программы капремонта, в нее был заложен низкий тариф — 6,6 рубля за квадратный метр, — говорит Кулеш, — тогда как, по оценкам экспертов, для эффективного наполнения фонда капремонта в горизонте 30 лет (именно на такой срок рассчитана программа — прим.ред.), он должен быть вдвое больше, даже с учетом ежегодной индексации. Но сделать его таким в сегодняшней ситуации нельзя — люди просто не смогут платить такие суммы».

Как всегда, выход нашли простой — ограничили перечень работ, подпадающих под капремонт. Теперь за собранные с жильцов деньги можно лишь отремонтировать кровлю, утеплить межпанельные швы и фасад, заменить лифтовое оборудование, отремонтировать инженерные системы.

Однако, как выяснилось, даже на эти работы собранных средств не хватает.

«При такой ситуации нет никаких гарантий, что региональным операторам хватит поступающих средств для покрытия все возрастающей потребности в капитальных ремонтах, — считает депутат Государственной Думы от Красноярского края Сергей Натаров. — Не исключена возможность, что в обозначенном горизонте (30 лет — прим. ред.) операторы начнут банкротиться, а уже уплаченные людьми деньги просто пропадут».

Чтобы подстраховаться, власти приняли еще одно решение, по сути, определившее судьбу всей программы капитальных ремонтов — ограничили стоимость контрактов, которая оказалась ниже рыночной.

«В результате сложилась ситуация, когда серьезные подрядчики не хотят принимать участие в капремонтах, — говорит Алексей Кулеш. — А зачем? Ведь в городе строятся объекты Универсиады, массово возводятся жилые дома и так далее. Идут же на капремонты только те, кто не может получить других контрактов, со всеми вытекающими последствиями по качеству работ и их срокам».

Про эти проблемы не понаслышке знают жители двух домов — в Красноярске и Дивногорске — которые во время августовского ливня оказались затоплены с последнего до первого этажа из-за разобранной крыши. И это далеко не единственный случай.

Одна из квартир дома по ул. Сергея Лазо, 16, пострадавшая во время ливня. Причиной потопа послужил незаконченный капремонт крыши дома.
Источник: facebook.com/profile.php?id=100010645356239

«Дождливая погода в этом году действительно внесла коррективы в планы капитального ремонта, — комментирует Нина Авдеева, — многие подрядчики стали опасаться попасть в такую же ситуацию, что и их коллеги, и откладывали сроки сдачи работ. Из-за этого у нас в крае принят лишь 221 дом из 503 запланированных в этом году».

Всего же, по информации Авдеевой, сейчас в работе находятся 408 домов. Однако и это меньше запланированного. Да и пояснить, какие из них начаты в этом году, а какие являются переходящими с прошлого, руководитель Фонда капремонта не смогла.

«Нарушения при проведении ремонтных работ отмечаются сегодня повсеместно,— говорит Сергей Натаров, — и в первую очередь речь идет, по сути, о хищениях собранных средств, которые связаны либо с выполнением работ не в полном объеме, либо с их недостаточным качеством».

Законное прикрытие

Еще одной важной проблемой, сдерживающей реализацию программы капитальных ремонтов жилых домов в заявленных объемах, по словам Авдеевой, является нежелание собственников жилья способствовать их выполнению, что происходит нередко.

«Люди отказываются от капремонтов, не пускают в квартиры, затягивают с согласованием проектно-сметной документации и так далее, — говорит она, — всё это сильно мешает выполнению планов».

Жильцов домов, между тем, понять можно, уверен Алексей Кулеш, ведь далеко не все они согласны с теми мерами, которые предлагает фонд.

«Известен случай, когда дом острейше нуждался в ремонте межэтажных перекрытий, а ему предлагали заменить крышу, — рассказывает депутат ЗС, — понятно, что люди сопротивлялись этому — кому захочется, чтобы его дом рухнул, пусть даже с новой кровлей».

Однако подобного рода ремонт не входит в перечень утвержденных законом работ, и их так и не выполнили.

«Мы можем действовать только в рамках закона», — поясняет позицию Авдеева.

Подобная логика, по словам Кулеша, является одним из ключевых факторов, мешающих реализации программ капремонта.

«В вопросах жизнеобеспечения и комфорта в приоритете должно стоять качество предоставляемых услуг, — говорит он, — это не значит, что нужно нарушать закон, но и прикрывать им свое бездействие тоже не следует».

Одним из наиболее приемлемых вариантов решения проблем с капремонтом, по мнению председателя строительного комитета ЗС, является перевод дома на спецсчет — чтобы деньги аккумулировались не в едином «котле», а на счете конкретного дома и расходовались только на его нужды.

«Правда, этот способ не подходит для домов с небольшим количеством квартир, — говорит Кулеш, — они просто не смогут сформировать достаточный финансовый поток для своевременного накопления необходимой для ремонта суммы».

Таким образом, по мнению экспертов, программа капитальных ремонтов в ее сегодняшнем виде не имеет универсального механизма реализации и должна быть переработана.

«В жилищно-коммунальном хозяйстве надо срочно наводить порядок, — убежден Сергей Натаров, — необходимо пересмотреть подходы к формированию правил игры в этом сегменте. И, в первую очередь, прекратить бессмысленные и даже вредные эксперименты, одним из которых является программа капитального ремонта в ее сегодняшнем виде».

Кулеш Алексей Викторович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края III созыва от ЛДПР, заместитель Председателя ЗС
Натаров Сергей Васильевич
Депутат Государственной Думы РФ VII созыва от Красноярского края (ЛДПР)

Рекомендуем почитать