Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Рождение правобережья: история половины Красноярска

Рождение правобережья: история половины Красноярска

12.03.2018
76

В середине XVIII века через Ладейку прошел Московский тракт, вскоре она стала центром волости, объединявшим ряд окрестных сёл. Торгашино же обрело статус одной из самых богатых и красивых станиц Енисейской губернии. Здесь, как известно, родилась мать художника Василия Сурикова. Живописные окрестности реки Базаихи в XIX веке были популярны у красноярцев как место для прогулок, а в самой деревне многие горожане имели летние дачи.

Такой тихой жизнью правый берег жил до самого начала 1930-х годов, когда страна взяла курс на индустриализацию. После продолжительных дискуссий было решено, что новые фабрики-заводы Красноярск разместит на правом берегу, где много свободного места, в обилии сырьё для строительства, благоприятные направления ветров и течения Енисея.

Первой в черту Красноярска была включена Базаиха — в 1931-м здесь началось строительство деревообрабатывающего комбината. С 1934 года отсчитывает свою историю Красноярский машиностроительный завод, с лета 1935 года — судостроительный, а в 1936-м приступили к возведению ЦБК. Следом появились канифольный, кислородный, лакокрасочный, кирпичный и другие заводы. Со всем этим богатством Красноярск должен был стать одним из ведущих индустриальных центров Сибири.

В 1934 году в составе Красноярска появился Кировский район, который включил в себя всё правобережье. Стартовало строительство жилых комплексов по типовым и повторным проектам. Предполагалось, что здесь уже через 20 лет будет «соцгород» — новый центр Красноярска, с современной планировкой и всей инфраструктурой для комфортной жизни советских рабочих и служащих.

В проектировке домов и улиц участвовали голландские и немецкие специалисты.

В числе первых жилых массивов, начатых в середине 1930-х годов, — дома для работников машиностроительного завода на Московском тракте (ныне проспект «Красноярский рабочий»), застройка кварталов по будущей улице Вавилова. Одновременно были построены первые школы.

Но в основном рабочие поселки в 30-е всё же представляли собой землянки и бараки, где жили без канализации, электричества и водопровода.

С началом войны, как известно, Красноярск принял оборудование множества эвакуированных заводов. В связи с этим на правобережье начинается бурное промышленное строительство. Появились Сибтяжмаш, ТЭЦ и другие предприятия. В августе 1942 года из Кировского района был выделен новый, Ленинский район. Более чем наполовину он состоял из пустырей, но жило там жило около 16 тысяч человек — рабочие ключевых заводов.

Ладейская деревня в 1940-е приняла колонию массовых работ — одно из подразделений ГУЛАГа.

В 1950-е возобновилась парадная застройка главной магистрали правобережья — Московского тракта, переименованного в 1954-м в проспект имени газеты «Красноярский рабочий». На участке от КрасТЭЦ до института цветных металлов стали один за другим появляться новые дома. Примерно до 1958 года ещё строились «сталинки», но затем перешли на типовые и дешевые хрущевки.

В 1954 году на проспекте положили первый асфальт, а в 1956-м стали прокладывать трамвайные пути. 1 мая 1958 года было открыто постоянное движение трамвайных поездов от Предмостной площади до КрасТЭЦ.

Примечательно, что именно на «Красрабе» появились первые в Красноярске жилые дома выше пяти этажей: в 1956 году был построен второй подъезд дома № 62 высотой в семь этажей, в 1966 году — девятиэтажный кирпичный дом № 83, в 1969 году — двенадцатиэтажный панельный дом № 122.

В 1950-х годах полноценные «сталинки» появились и в посёлке Первомайский — на улицах Мичурина, Кутузова и Павлова. К 1956 году на Павлова был построен клуб паровозостроительного завода (ДК «Сибтяжмаш») с просторным парком. В 1960 году открылся и клуб цементного завода (в последующем ДК автомобилистов, ныне ДК «Кировский»).

В начале 1960-х годов в посёлке началась интенсивная застройка, которая со временем практически вытеснила деревянные бараки и частные дома. В 1971 году на улице Щорса была запущена трамвайная линия, связавшая Первомайский с Предмостной площадью.

Проект застройки жилого района на Предмостной площади был разработан в 1962 году. К этому времени здесь находился посёлок имени Первого августа, состоявший в основном из одноэтажных деревянных строений. Вся эта территория была перестроена. В 1965 году улица между двумя микрорайонами Предмостной площади получила имя героя Великой Отечественной войны Александра Матросова. К 1980-м ансамбль типовых пятиэтажек украсили гостиницей «Турист», билетными кассами «Аэрофлота» и тремя жилыми высотками.

История самых длинных улиц Красноярска — Семафорной и Свердловской — начинается в 1930-е годы. Первая изначально была частью посёлка Железнодорожный, располагавшегося недалеко от станции «Енисей», и оттуда со временем протянулась до самой ТЭЦ-1.

Будущая Свердловская же выросла из деревни Базаиха. А та её часть, которая проходила от Предмостной площади до комбината «Медпрепараты», до 1962 года носила другое название — Героев Труда. В 1962 году Горсовет объединил эти две улицы в одну — Свердловскую. Многоэтажками она стала застраиваться тогда же, в начале 1960-х годов.

Ровесник Красноярска, Торгашино дожило до наших дней, практически не изменившись, если не считать потери церкви XIX века. В 1957 году рядом с этой деревней стали строить жильё для работников Красноярского судоремонтного завода — посёлок Водников. Всего было построено около 40 деревянных бараков, на восемь квартир каждый. В начале 1980-х начали строить пятиэтажные дома, и часть улицы Затонской переименовали в улицу дружинника Алёши Тимошенкова, погибшего здесь в драке с пьяными хулиганами.

Конечно, это совсем не полная часть истории правобережья. Многие улицы и даже дома здесь заслуживают отдельного рассказа. Пока мы работаем над этим, почитайте об истории Черёмушек или торгового центра «Красноярье», посмотрите, как живут сегодняшние Водники или как вспоминают свое детство жители района КрасТЭЦ.

Интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать