14 сентября на фестивале «Территория. Красноярск», который прошёл при поддержке золотодобывающей компании «Полюс», Елена Тупысева рассказала региональным топ-менеджерам культуры об основах управления театром.
Миссия прежде программы
В самом начале развития нового театра необходимо чётко определить его миссию, для чего он создаётся, для кого и где. Без досконального анализа тут не обойтись, нужно выяснить, какие организации уже работают с вами в одном сегменте, оценить коллектив, если он уже есть, возможности в настоящем времени.
Важно: задачи труппы и управленцев должны быть сонаправлены. Не важно, в какой форме будет жить театр — коммерческой или государственной, ему всё равно нужны деньги. Даже если вы будете зависеть от спонсоров, их важно заинтересовать успешностью проекта. Сумбурные или импульсивные идеи топ-менеджмента для такого не сгодятся, стратегия должна быть чёткой (забудьте про понятие «творческий беспорядок», тут это не работает).
«Миссия организации — цемент, который позволяет не свернуть театру с вектора поставленных целей учредителей, ожиданий зрителей и самих актеров».
Когда миссия (например: нести культуру современного танца, поставленного опытными хореографами Красноярска, для молодого зрителя региона и страны) будет чётко зафиксирована и согласована с учредителями, можно говорить о программе.
Творческая программа и семья
Программа «нанизывается» на миссию. Если вы определились, что будете пропагандировать определённое направление творчества, только тогда можно приглашать специалистов, которые смогут вам помочь создавать репертуар (драматурги, режиссёры, хореографы, если таковых ещё нет в команде). Постоянно думайте, что ваша программа должна быть чем-то уникальна.
«Даже если вы будете ставить традиционного „Щелкунчика“, подумайте, почему зритель должен прийти именно к вам».
Помните, что каждый человек хочет работать в успешной компании, где он может раскрыть свой потенциал, где руководство ведёт грамотную политику, и где хорошо платят. Задачи топ-менеджмента обеспечить это всё. Иными словами, создать крепкую «семью» — то, что есть у театра внутри коллектива, должно гармонировать с внешним: с интересами партнёров, инвесторов и жизнью всех участников труппы.
Маркетинг: узкий и институциональный
Если театр только начинает свой творческий путь, нужно очень много времени и сил тратить на повышение его узнаваемости. Это задачи маркетолога, человека, который работает над имиджем объединения и увеличивает его доход от текущей деятельности.
Он контролирует всё — от того, какие журналисты придут на спектакли и сколько билетов купят зрители, до размера инвестиций от спонсора.
«Как бы грубо это не звучало, но каждый спектакль — это продукт. Если проводить аналогию с магазином, вы купите йогурт той марки, о которой чаще всего слышали, это минимальная гарантия от разочарования, признак надёжности».
Для продвижения спектаклей сейчас нет ничего удобнее, чем реклама в интернете (это сайт театра, его соцсети, таргетированная реклама).
Что касается институционального маркетинга, вы должны буквально «научить» зрителя узнавать вас.
Это достигается участием в мероприятиях за пределами творческой программы: фестивали, праздники, совместные туры с другими объединениями.
Учитесь выбирать, куда именно идти со своим творчеством, даже если вас ещё мало узнают. В день города есть множество площадок, на которых есть шанс выступить, но, к примеру, в соседстве с народным танцем современная хореография будет выглядеть странно. Задумайтесь, нужно ли это для имиджа?
Мифы, с которыми стоит распрощаться:
- Для успешного развития нужен свой «дом». Наличие у театра своего здания для выступлений не гарантирует постоянный успех, лишь повышает уверенность на первое время. Бывают случаи, когда опытные коллективы распадались и терпели серьёзные провалы, обзаведясь площадями. Недвижимость накладывает дополнительные обязательства перед учредителями и контролирующими органами, повышает риски и затраты (охрана, обслуживание). Театр может жить и на арендованных репетиционных площадях, а залы для выступлений можно искать у партнёров — других театров или коммерческих организаций. Как правило, такое сотрудничество выгодно обеим сторонам для самопиара.
- Нужно быть интересным проектом для любого зрителя. Нет, это просто невозможно. Рано или поздно вы это поймёте. Если миссия проработана со всех сторон, на том же этапе вырисовывается целевая аудитория. Угодить всем вам вряд ли получится, вы просто потеряете свою линию и заставите усомниться поклонников в состоятельности театра.
- Зритель должен платить за то, чтобы вас узнать. Нет. Зритель может платить за то, что он получит от вашего спектакля, за присутствие на представлении. Информацию о театре он должен получать бесплатно — рассылки на электронную почту, упоминания в интернете и тому подобное. Продажа рекламных буклетов — неприемлема, тем более, для молодого проекта.
- Должно быть несколько составов артистов. Не обязательно. Учитывайте взаимозаменяемость солистов. Большой штат сокращает доход каждого члена коллектива, требует больших усилий в управлении. Большая труппа не гарантирует престижа театра.
- Смена логотипа театра может выправить репутацию. Абсолютное заблуждение. К кризису приводит стагнация в развитии актёров, незаинтересованность управленцев и неинтересный репертуар. С этим и нужно работать во времена творческого упадка. Не стоит бояться проводить адекватные кадровые «чистки». Иначе восстановить или улучшить лицо театра не выйдет. Новый фирменный логотип не сыграет роли, вы просто потратите деньги и время на обложку неуспешного проекта, которая быстро вскроется и заново разочарует аудиторию.
В рамках фестиваля с познавательной программой выступил также арт-директор «Территории.Красноярск» Роман Должанский. Рассказала о сосуществовании традиционного и экспериментального направлений театра художница «Музея инопланетного вторжения» Ксения Перетрухина. Провёл игровой мастер-класс главный режиссер и художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори.
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab.ru