>
>
>
От снарядов до комбайнов: жизнь и смерть легендарного красноярского завода

От снарядов до комбайнов: жизнь и смерть легендарного красноярского завода

18.03.2019
87

«В Сибирь ехали в товарняках...»

«№ 703» — под этим кодовым названием во второй половине 1941 года в Красноярске открыли завод, первоначально выпускавший снаряды и мины для фронта. Конвейер запустили на мощностях сразу двух эвакуированных в Сибирь предприятий — Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского. Заводы перебрасывали в Красноярск вместе с работниками.

«Ехали в товарных вагонах, нары в три этажа. Ехали как кто изловчится: кто полулёжа, а кто и стоя. В центре вагона стояла буржуйка. Правда, тепла ее хватало ненадолго. Морозы держались под сорок, стены в вагоне постоянно были в инее. Почти все в пути крепко простудились, особенно дети — простуда не обошла ни одного...», — вспоминала ветеран Люберецкого завода.

В январе 1942 года завод получил указание о подготовке к выпуску комбайнов, но первые машины — 184 штуки — удалось выпустить только в 1944 году.

«Не хуже американских»

Первоначально красноярский завод выпускал «классику» — прицепные «Коммунары», которые самостоятельно передвигаться не могли — за собой их вез трактор. Летом 1947 с конвейера вышел новый комбайн «Сталинец-4», который на тот момент считался чудом техники. Вот что о нем рассказывал один из заводчан:

«Вышедшие из заводских ворот первые 100 самоходных комбайнов, которые не нуждались в тракторе и обслуживались одним рабочим, казались нам верхом совершенства, пределом самых смелых фантазий».

«Сталинец-4» на уборке ячменя в ГДР, 1953 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Затем последовали многочисленные модификации этого комбайна — всё еще на основе наработок Люберецкого и Запорожского заводов, но уже в середине 60-х гг. красноярский завод представил свою собственную разработку — СКД-5 «Сибиряк». В 1970 году его отметили Золотой медалью ВДНХ СССР, а на Международной выставке в Венгрии машина получила бронзовую медаль. Этот комбайн можно увидеть даже в кино.

За всю свою историю завод выпустил более 700 тыс. комбайнов, причем спросом они пользовались не только в Союзе; шли на экспорт в Кубу, Чехословакию, Югославию, Вьетнам, Марокко, Болгарию, Индию, Венгрию, Польшу, Монголию и Китай.

Работник красноярского завода после командировки в Болгарию рассказывал: «Поначалу, признаюсь, испытывал небольшую робость: как-то наш „Енисей“ себя показал? Вдруг от болгар придется упреки выслушивать? Страхи, однако, оказались совершенно напрасными. Спрашиваю одного, другого, мол, как вам машина? В ответ — всё отлично, нет проблем! Добрый комбайн! Машина наша действительно работала отменно, ничуть не хуже убиравших соседние поля немецких, американских комбайнов».

Вездеходы, санки и зонты

В 60-х гг. красноярский комбайновый — по примеру других советских предприятий — запустил так называемый «второй конвейер», на котором выпускали народную продукцию. Ассортимент мог поразить любого советского гражданина: завод выпускал зонты, канистры, вездеходы на пневмошинах, прогулочные лодки, оконные карнизы, наборы садово-огородного инструмента, багажные тележки, детские санки, тепловые конвекторы, приставки к кухонным плитам, почтовые ящики...

Стиральные машинки («Снежинка», «Экспресс») от завода комбайнов трудились десятилетиями — как и легендарные красноярские холодильники «Бирюса». Вот как о бытовой технике отзывались покупатели из Хакасии:

«Очень хочется поблагодарить коллектив Красноярского комбайнового завода, выпускающего стиральные машины. Моя, например, просто чудо! Работает с 1963 года. Исправно служит нашей семье, состоящей из шести человек. За всё это время — а прошло уже больше 25 лет, мы ни разу не ремонтировали машину, кроме замены сливного шланга и наружной покраски. Умели же в шестидесятые годы делать добротные вещи! Семья Зарубиных, Абаза».

Продукцию завода оценили даже космонавты. Так, с необычной просьбой на красноярское предприятие обратились комсомольские работники из московского Звездного городка — Центра подготовки космонавтов:

«На днях у летчика-космонавта СССР Зудова В. Д. нам довелось увидеть образец продукции вашего завода, а именно станину, артикул КР 098-0178. Вячеслав Дмитриевич очень хвалил это приспособление для обработки древесины и вызвал у нас очень сильное желание иметь такое же приспособление».

В долгах и руинах

Максимальный выпуск комбайнов пришелся на 1986 г., когда произвели 16 534 машины. Но уже в 1990-е гг. персонал предприятия сократился более чем на 60 %, объем производства в 1998 году снизился до 260 машин.

В том же году завод перешел под контроль «Сибмашхолдинга» и начался постепенный выход из кризиса. В итоге в 2003 году Красноярскому заводу даже удалось обогнать своего главного конкурента — «Ростсельмаш» — по объему производства (1 867 машин за 6 месяцев). Однако в 2005 году завод вновь оказался в кризисе.

В мае 2006 г. многострадальное предприятие вошло в концерн «Тракторные заводы», принадлежащий «Агромашхолдингу». Последние 222 комбайна сошли с конвейера в Красноярске в 2012 году.

Как действующее предприятие завод перестал существовать в 2013 году, оставив после себя миллионные долги. Концерн «Тракторные заводы» перенес производство на чебоксарский «Промтрактор», а территорию отдали под строительство нового жилого района компании «Сибиряк».

В марте 2018 года старые корпуса Красноярского завода комбайнов начали сносить...

Снос цехов Комбайнового завода в Красноярске, 23 марта 2018

и уже через год окончательно сровняли с землей.

Богдан Богданов специально для Newslab,
При подготовке статьи использованы материалы Энциклопедии Красноярского края, Архивного агентства Красноярского края, книги «Красноярск — Берлин. 1941–1945».

Рекомендуем почитать