>
>
>
«Весь город можно превратить в холст для картин»: как красноярская студия создает проекционные шоу и подсвечивает огромные здания

«Весь город можно превратить в холст для картин»: как красноярская студия создает проекционные шоу и подсвечивает огромные здания

31.10.2019
0
Александр Бочегов, руководитель компании Di.Vision
Фото: facebook

Новые медиа

В сфере медиа я начинал работать еще в 1993 году в Красноярске-26: пробовал и радио, и газеты, и ТВ, куда собственно и стремился. Настоящей альма-матер для меня стала ТРК «Афонтово» в ее самый расцвет середины-конца 90-х. Старался избегать новостной журналистики, хотя и уважал этот драйв. Постепенно стало понятно, что весь тогда еще молодой региональный «телик» стал деградировать. Переключился на PR, маркетинг, полит-PR и в какой-то момент появилась специализация — создание презентаций, желательно больших, и желательно не только видео. Для городов, а лучше для регионов.

Так, постепенно, возник интерес к новым медиа в целом, и световым шоу в частности. С классической технологией 3D mapping (видеомэппинг) — процесс создания и проецирования 3D изображений на любые объемные, рельефные объекты и предметы, я впервые работал в рамках презентации стенда Красноярска в 2014-2015 гг. для Красноярского экономического форума вместе с Антоном Шаталовым, Вадимов Осадчуком и «Силой света».

После работы на ТВ у меня уже был навык организации любой деятельности, причем, что называется, «в базе». Как в съемочной группе: журналист всегда руководит процессом и делает это с целью донести содержание. И производство презентаций — это тоже процесс донесения содержания, которое нужно правильно «упаковать».

Дом тысячи огней

Смысл любого нашего проекта — вызвать эмоцию, впечатление. Проще говоря, если зритель не произносит восторженно: «Вау», значит, проект попросту не работает. Самый яркий пример — световое оформление фасада жилого комплекса «Тихие зори», на реализацию которого ушло 20 км проводов и 1207 фонариков (PAR-прожекторов), управляемых с сервера. Этот проект мы делали целый год, чтобы успеть к Зимней универсиаде-2019. В процессе реализации перебрали пять разных концепций, пока не остановились на рабочей «одно окно — один пиксель», которая идеально вписалась в коридор: срок — деньги — впечатления.

Технические задания мы ставим себе сами, ведь именно наши специалисты воплощают проект в жизнь. Это большая и серьезная работа: расчеты, проектирование, обеспечение безопасности, эксплуатация... Отправная точка этой работы — создание трехмерной модели проекта в виртуальной реальности. Вы надеваете шлем и можете наблюдать конечный результат с привязкой к реальным масштабам.

На создание такой модели для того же ЖК «Тихие зори» ушла неделя: прикинули все возможные сценарии, отработав их с помощью динамической визуализации: учли даже то, как самый большой за Уралом дом будет выглядеть с вертолета. Эстетика самого дома была под вопросом, поэтому мы увязали его подсветку с медиафасадами «Платинум Арены» — так получилась единая концепция.

В 2015 году я обучался на курсах продюсеров кино и ТВ Нью-Йоркской Киноакадемии в Национальном исследовательский университете «Высшая школа экономики». Курс вели продюсеры из мастерской известного режиссера Майкла Манна, которые рассказывали, из чего состоит кинопроизводство, что это за ремесло. Одна из важных мыслей как раз касалась важности визуализации: если ни вы сами, ни ваш заказчик не понимаете, как будет выглядеть будущий проект, вы не то что его не продадите, а, скорее всего, никогда не сделаете.

«Скверно-континентальный климат»

Проблемы есть всегда, особенно, если вы живете в Сибири, где почти каждый новый проект — это проверка не только оборудования, но и специалистов. В прошлом году мы работали над освещением главной городской ёлки на Татышеве: минус 37, ветер 15 м/с, и всё это на высоте 40 метров. При этом никто не будет задавать тебе вопрос: было ли у тебя в нужный момент включено электричество. Есть только контрольные сроки и сибирский мороз, который очень «помог» в эти самые сроки уложиться. Так что фактор нашего скверно-континентального климата, хочешь не хочешь, но приходится каждый раз учитывать.

Проблемы нередко возникают и на этапе визуализации. То или иное здание на фото в интернете или на чертежах выглядит иначе, чем в реальной жизни. Часовня Параскевы Пятницы, например, не имеет ни одного одинакового размера.

Так, для 3D представления, развернувшегося на здании красноярского Театра оперы и балета, мы составили облако точек, позволяющих получить «честную» модель театра в «цифре» — для этого потребовалось обработать более двух тысяч фотографий. Учитывалось всё: где будут стоять проекционные башни, количество объективов и, конечно же, содержание: анимация, шрифты, музыка, образы...

В таких проектах всегда учитывается влияние паразитной засветки, которую давала, например, светодиодная вывеска бара, расположенного рядом. Такой свет «не дружит» с проекцией на здании и даже может напрочь «убить» всю реализацию. А в этой точке уже стянуто огромное количество ресурсов, энергии, оборудования, людей, техники, труда... И второго раза уже не будет.

«Красоту оценивает зритель»

Конечно, у нас — как у исполнителей проекта, есть собственное представление о том, как лучше воплотить то или иное содержание. Но оценка любого художественного произведения — это вкусовщина, ведь у каждого из нас есть свой уникальный эстетический опыт.

В массовом впечатлении нет безоговорочного принятия. И мы стараемся уходить от полярных оценок: «хорошо» и «плохо». Вместо этого — подсказываем, занимаем совещательную, а не менторскую позицию.

В конце концов, есть фестивальное кино, а есть массовое, развлекательное — и они решают разные задачи и работают на разную аудиторию. Прекрасно, когда это удается органично соединить, как, например, в недавнем «Джокере» Тодда Филлипса. Постепенно наша компания движется к тому, чтобы самостоятельно выбирать заказы и работать над тем, что интересно нам самим.

Выход в свет

Di.Vision
Адрес: Красноярск, ул. Октябрьская 12
Сайт: divisionstudio.ru
E-mail: info@divisionstudio.ru
Тел.: +7 923 292-99-44
Соцсети:
facebook
instagram

Совместный проект с Красноярским Театром юного зрителя — видеомэппинг и анимация для спектакля «Хроники Нарнии. Племянник Чародея», стал для нас новым, уникальным опытом. Ведь это не разовое массовое событие, в котором риск категоричного неприятия стремится к нулю; здесь же — зрители голосуют рублем. Конечно, как профессионалы мы работаем одинаково ответственно, но вот этот отложенный эффект — удалось или нет, проявляется именно со спектаклем.

Спасибо Красноярскому ТЮЗу за эту возможность. К тому же, театральное представление не статично, что вызывает еще больший интерес к работе: между аван-премьерой «Хроник» и запуском спектакля разработанная сцена рождения Пегаса менялась пять раз. В итоге коммерческая успешность «Нарнии» стала для меня важным показателем того, что ТЮЗ сделал всё правильно.

Еще один проект, идея которого мне очень близка — ожившие картины Cурикова. Была проделана большая работа: сканировали и оживили 22 полотна художника. Проект мы разработали совместно с директором музея-усадьбы Василия Сурикова Анастасией Березинской, которая в своей работе постоянно ищет новые способы взаимодействия зрителя и искусства.

Полезный опыт

Сотрудники нашей компании постоянно повышают «насмотренность», дотягивают скиллы, ведь в в замкнутой экосистеме, по крайней мере в нашей области, работать эффективно попросту невозможно. Сам я стараюсь каждый год ездить на специализированные фестивали, один из самых крупных — «Круг света». Там представлена обширная образовательная программа, где выступают художники, продюсеры и технические директора мирового уровня — они делятся реальными кейсами масштаба, например, Олимпиады в Лондоне.

В настоящее время в ВУЗах России нет факультетов диджитал-арта, но обучаться можно на всевозможных интенсивах — от двух дней до недели, где можно прокачать конкретные навыки. Сегодня это единственная доступная форма обучения. Так, в Москве вместе с техническим директором мы прошли обучение на курсах видеомэппинга, что очень помогло в работе; несмотря на то, что опыт изобретательства у нас был, было и множество ошибок. Перенимать нужно лучшие практики и проверенный опыт — это и есть профессиональный подход. И да, постоянно учиться, пробовать новое.

Центр поддержки экспорта при краевом Агентстве развития бизнеса
Адрес: Красноярск, ул. А. Матросова, 2
Тел.: +7 391 265-44-32
E-mail:
info@agpb24.ru
Сайт: agpb24.ru

Помимо этого, мы плодотворно сотрудничаем с Центром поддержки экспорта при краевом Агентстве развития бизнеса. Сфера нашей деятельности предполагает активный обмен опытом с лидерами отрасли, и Центр такую возможность предоставил, организовав стенд нашей компании на недавней Международной выставке рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam, которая проходила в Алматы. Кроме того, недавно мы побывали в Словакии на заводе по производству лазерных проекторов — посмотрели, где и как можно применять эту современную технику.

Идея для впечатлений

Возможность придумывать становится сегодня определяющей. И когда я смотрю на то, что делают в сфере 3D мэппинга, световых и видеоинсталляций наши российские студии — это вселяет в меня надежду.

Наши русские ребята — ученые, программеры, художники, моушены, стали котироваться в мире, и сегодня они способны выступать на равных вместе с капитанами индустрии. Да и сама индустрия тоже растет и развивается — сегодня весь большой город можно превратить в огромный холст для картин.

Фото и видео: студия Di.Vision

Рекомендуем почитать