Худшие открытия
В 2019 году в Красноярске почти ничего заметного не открылось, потому несложно обозначить тех, кто привнес особо крупную ложку дегтя в общую бочку.
Главный, по моему скромному мнению, претендент на звание худшего открытия этого года — закусочная «Грильница» на пр. Мира, 86. Сочащаяся майонезом шаурма, грязные столики, некрасивая еда и довольно дорого (повторюсь — есть пиццу с россыпью томатных кубиков за 709 рублей повторно я не готова). Отдельного текста достоин персональный маркетинг владельцев, устроивших скандал после выхода рецензии, но выносить сор из избы не стану.
Удивительно, но второе открытие с пометкой «так себе» — буквально в десяти метрах от «Грильницы». Ресторан Tiflis встречает гостей нерасторопным обслуживанием, более чем скромными для грузинской трапезы порциями, ценником выше, чем хотелось бы. Похоже, владельцы пожадничали, потому интересным с точки зрения гастрономии местом не стали, но пока работают. О том, почему от грузинской кухни Красноярск начал уставать в принципе, поговорим чуть позже.
Открытие, на которое я даже не стала писать рецензию, но которое по уровню ада не уступает предыдущим — испанское кафе с непроизносимым названием VoXKan на пересечении пр. Мира и ул. Вейнбаума. Открывалось заведение долго и муторно, рассылая потенциальным гостям сто рекламных сообщений в соцсетях, но любви не случилось — аутентичная еда (вроде хрустящих чуррос с шоколадом и бутербродов бокадильо с разными начинками) получилась не аутентичной и не особо вкусной, интерьер и лабиринты залов — не уютными, система заказов у цифрового табло или стойки — странной.
Владельцы перемудрили и вырыли яму сами себе.
Самое непонятное для меня открытие — бар Nautilus на месте бара Beer Club от дорогого сердцу Владимира Владимирова. В полку некогда успешного ресторатора всё меньше заведений, и есть ощущение, что ребрендинг затеяли не от хорошей жизни. Кормят неплохо, но дорого, с опасностью для зубов, да и формат не похож на обреченный на долгую жизнь проект.
Протухшие тренды
Практические любые тренды в ресторанной сфере в Красноярске приживаются со скрипом. Когда передовики открывали заведения с миллионом сортов пенного, консерваторы кричали «вы не сможете», а потом сами открывали аналогичные проекты. Когда один красноярский ресторан убрал со столов салфетки и солонки, красноярцы снова возмутились и запели «вам недолго осталось», а теперь в упомянутом ресторане по вечерам без брони не сядешь.
Короче говоря, быть трендовым местом в центре Сибири сложно, потому пока в условном Екатеринбурге устраивают винные дегустации в трамвайчиках и объедаются на фестивалях поке и израильской кухней, а в Москве все больше рынков перестраивают в крутые фуд-маркеты — Красноярск нервно курит в сторонке и осторожничает. Отсюда — десятки похожих друг на друга заведений одной кухни, который вроде бы и хороши, но надоели.
Эру бургеров и дешевых стейков мы пережили, на очереди — закат грузинской кухни. За последний год в разных концах города открылись как минимум пять заведений с хачапури, хинкали, лобио и прочими приятными блюдами. Как по мне, горшочку уже можно не варить — кое-кто из новичков (или старичков) однозначно стухнет. Пару ставок я уже сделала.
Еще один формат, берущий в Красноярске количеством, а не качеством — эногастрономические вечера. Помните шутки про гитаристов, фотографов и простой заводов? Здесь точно так же — все подряд стали называть себя сомелье, кависта и другими красивыми словами. На деле далеко не у каждого «специалиста по вину» есть глубокие профильные знания и пара дипломов хороших винных школ за спиной.
Берут за ужины с едой, вином и рассказами о «ярких яблочных нотках и невероятном послевкусии» от 1500 рублей до бесконечности — остерегайтесь подделок.
Жалкие закрытия
Тех, кто потерпел неудачу и закрыл свой ресторан или бар в этом году, почти не жалко — вероятнее всего, вы даже не заметили, как заведения ушли с рынка.
Так, после вторжения «Макдоналдса» из центра ушли сразу два заведения красноярской фастфудной сети Big Yorker. К бургерам, хот-догам и прочей еде закусочной и без того было много вопросов (от заведения к заведению и от смены к смене сильно отличалось качество), а с приходом конкурентов ресторан быстрого питания обрекли на погибель. Итог — смерть точек на Доме быта и ул. Кирова.
Еще одно закрытие — ресторан Roots в том самом особняке на пр. Мира, 86. С самого начал с рестораном было много что не так, поэтому без ощутимого ребрендинга жить долго и процветать он не смог бы, но закрылся красивый проект еще быстрее — не проработал и года.
К теме закрытий очень хочется добавить еще один эпизод — занимающую весь тротуар и закрывающее здание почты скандальную перестройку кафе «Кантри» на пр. Мира, 102д. Возмутившая красноярцев реконструкция закончилась уголовным делом, так что, похоже, ресторан закрыли, так и не открыв. Вполне в духе нашего любимого города — уж очень символично. Осталось разобраться с кирпичным «гробом» — но городским властям, похоже, страшновато тягаться с его реальными хозяевами...
Еще одно закрытие (на этот раз то, которое реально жаль) — «Рюмочная № 1» в центре (пр. Мира, 81). Владельцам отказались продлить аренду, посему душевное и атмосферное место (хоть и с сомнительной публикой) упокоилось с миром.
Хочется верить, что затишье на ресторанном рынке и череда бесполезных открытий в 2020 году кончатся. В конце года уже появились и в начале следующего еще появятся с виду симпатичные проекты, которые обязательно получат порцию конструктивной критики в январе-феврале, а пока — с наступающим!
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru