Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Дамы и господа, вечеринка окончена. Приятного вам апокалипсиса!

Дамы и господа, вечеринка окончена. Приятного вам апокалипсиса!

08.10.2008
10

Сказки ЮгаПосмотрел «Сказки Юга», второй фильм автора «Донни Дарко» Ричарда Келли, за который Келли сначала показательно растоптали в Каннах два года назад, а потом посадили снимать мэйнстримовые триллеры с Кэмерон Диаз. Правда, после разгрома в Каннах ему всё-таки дали немножко отредактировать «Сказки» (из двух часов сорока минут получилось два часа двадцать) и выпустить в таком виде. Но и таким он понравился ровно трём с половиной критикам на планете и благополучно сгинул.

Сказки ЮгаВообще, конечно, всех тех людей, что набросились на фильм и стали остервенело пинать его ногами, понять несложно. «Сказки», говоря коротко – чудовищный, невообразимый бардак, сто сорок четыре минуты методичного и непрекращающегося выноса мозга. И при этом совершенно завораживающее своей тотальной запредельностью зрелище. Если попробовать описать этот фильм, то получится примерно вот что – как если бы «Странные дни» Кэтрин Бигелоу, один из моих любимых фильмов о том (в частности), как апокалипсис оказывается вдруг на соседней улице, переосмыслили одновременно в традициях дэвидо-линчевщины и в ключе блаженного гламурного идиотизма телепередач вроде «20 лучших сплетен из жизни звёзд» на канале VH1.

Сказки ЮгаНа дворе в фильме 2008-й, Третья Мировая идёт уже третий год, причём вместе с Ираком и Сирией США бомбят заодно и Северную Корею. В самом разгаре президентская предвыборная кампания (как я удачно подгадал время для просмотра!), и очень не вовремя пропадает зять одного из кандидатов, звезда экшена Боксер Сантерос (Дуэйн Джонсон). Через три дня его находят с потерей памяти в объятиях порно-звезды Кристы Сейчас (Сара Мишель Геллар). Криста написала вместе с Сантеросом сценарий к фильму «The Power», где он должен сыграть копа, разгадавшего механизмы грядущего конца света. Попутно Криста и её подруги шантажируют жену Сантероса плёнками с записями их сексуальных утех – а тем временем террористическая организация Нео-Марксистов хочет использовать Сантероса в своём хитроумном плане шантажа, в котором фигурирует подставной коп-расист и фальшивое двойной убийство. Которое внезапно оказывается настоящим.

Сказки ЮгаТакже в фильме есть – два Шона Уильяма Скотта (это, напомню, такой парнишка из фильма «Где моя тачка, чувак?»); огромная станция в океане под названием Приливный Генератор, которая вырабатывает вещество Жидкая Карма, одновременно передающийся по воздуху источник энергии абсолютно для всего и очень мощный наркотик; Кристофер Ламберт, который разъезжает в фургончике с мороженым, набитом оружием (в финале фургончик красиво взлетит на воздух); ток-шоу порно-звёзд на самые злободневные темы («В мире стало так много насилия». – «Да, да, я всегда была против насилия. Поэтому я никогда не соглашалась на анал».); трахающиеся внедорожники; музыкальные номера с кордебалетом под группу The Killers; совершенно линчевские персонажи, цитирующие группу Janes Addiction; многое другое. За всем этим наблюдает с пулеметной вышки Джастин Тимберлейк, полфильма цитирующий закадровым голосом Священное Писание. За 15 минут до конца выясняется, что всё дело в прорыве в четвёртое измерение.

Сказки ЮгаУже из этого далеко не самого полного, заметим, перечня понятно, что Келли попытался запихать в «Сказки» столько, сколько не влезло бы и в десяток фильмов. Страсть Келли к сложносочиненному тематическому и сюжетному салату из максимально возможного количества ингредиентов была заметна ещё по «Домино» Тони Скотта, к которому он написал сценарий; так вот, «Домино», фильм-передозировка, по сравнению со «Сказками» выглядит почти образцом творческой сдержанности. Только тут весь этот живописный бардак как-то очень правильно щёлкает в определенный момент – эта неряшливая, сумбурная, порой намеренно кретинская манера подачи материала оказывается страшно адекватным отражением поглощенного не менее чудовищной сумятицей мира.

Сказки ЮгаК тому же Келли мимоходом, не задерживаясь на этом ради общей картины, попадает в огромное количество болевых точек современной культуры. Это ток-шоу порно-звёзд – это уже давно реальность нашего телевидения; ну, или пластинка Кристы Сейчас, названная «Подростковая озабоченность – не преступление», это же явный привет чуть ли не всей большой поп-индустрии. Келли тут специально набирает полный фильм совершенно несерьёзных людей (кино про апокалипсис с участием экшен-полена Джонсона, Баффи-истребительницы вампиров и поп-идола Тимберлейка – это ещё надо додуматься до такого), специально пережимает, специально выходит вообще за всякие флажки. И да, это порой тяжело (уже минуте на 15-й ловишь себя на ощущении, что смотришь этот фильм где-то второй день) – но к концу реально хочется едва ли не немедленно пересмотреть, а потом ещё, и ещё, и ещё. Потому что смотреть, как невероятно талантливый и амбициозный молодой парень отхватывает в десятки раз больше, чем можно прожевать, и затем показательно срезается на этой попытке, получая при этом кино ни на что практически не похожее, всё-таки куда интереснее, чем внимать какому-нибудь холодному совершенству вроде «Старикам тут не место» Коэнов.

С.М.

Рекомендуем почитать