Главная
>
Статьи
>
Встречаем три возвращения и один дебют, в перерыве морщимся от Шнурова

Встречаем три возвращения и один дебют, в перерыве морщимся от Шнурова

16.09.2003
0
Deep Purple
«Bananas»
EMI Records, 2003

Всё могло быть значительно хуже: единственный отрицательный эффект пятилетнего творческого перерыва Deep Purple, который я смог заметить — это выбор открывающего альбом трека. Ненужно пафосный и музыкально незамысловатый «House of Pain» понравится застарелому фанату коллектива, но может отпугнуть многих новичков от знакомства с «Bananas». Зато остальной музыкальный материал на альбоме — не просто качественный, а привлекательный для «человека со стороны» и, что очень важно, совсем не звучащий старомодно (а для команды с тридцатилетней историей — безусловное достижение). Всё на своём месте и всё добротно сплавлено: великолепные гитарные соло Стива Морса (особенно выделяющиеся на блюзовых балладах вроде «Walk on»), многогранный нестареющий вокал Яна Гиллана (просто нестареющий — на балладах, а на «крикливых» номерах вроде того же «House of Pain» звучащий ещё лучше, чем пять лет назад), клавишные Дона Эйри, аккорды которых выбивают из слушателя искры иногда удачнее, чем гитарные риффы Морса. Всё это — в обёртке из неизменно зажигательных (как ни странно, даже на балладах) ритмов — вообще, альбом своей энергетикой оставляет впечатление живого концерта при качестве студийной работы. В итоге у нас есть одна из самых удачных работ вечно молодого рок-коллектива. Дай бог, не последняя.

Audio Bullys
«Ego War»
Source Records, 2003

Стоящие за названием Audio Bullys британцы Том Динсдэйл и Саймон Фрэнкс играют довольно непривычный для нас хаус. «Ego War» стал для команды дебютной полноформатной работой, но за плечами и Тома и Саймона уже далеко не один год диджейской работы (Динсдэйл так и вообще пишет с 16 лет). Поэтому «Ego War» звучит очень качественно и, несмотря на непривычность, зацепляет с первой минуты. Больше всего альбом похож по звучанию на Basement Jaxx с пониженным в полтора раза надрывом и энергетикой, переведённой в басовые линии и мастерские упражнения с ударными. К этому остаётся добавить манеру пения и читки Фрэнкса: совершенно немелодичный на первый взгляд вокал, будучи подкреплённым диссонирующими запилами и сэмплами, даёт психоделический эффект, наверняка точно просчитанный и не дающий «слезть с крючка» до самого конца альбома. Кстати, о конце. Завершающая диск оптимистичная до смешного композиция «Ego War» таит в себе сюрприз: после её окончания и четырёхминутного молчания Audio Bullys переворачивают весь её пафос с ног на голову. Непростые, одним словом, ребята.

Jane's Addiction
«Strays»
Capital Records, 2003

Jane's Addiction почему-то относят к психоделическому року. Видимо, это определение они тащит за собой с тех времён (предыдущий альбом Jane's Addiction выпустили аж в 1990 году), когда любое отступление от рок-канонов рождало в слушателе небывалый психоделический эффект. Воссоединение после двенадцатилетнего перерыва в студийной работе в оригинальном на три четверти составе (место басиста Эрика Эвери занял Крис Чейни) произошло так гладко, будто ребята расстались год назад, да ещё и принесло с собой очень меня лично радующий прогресс: группа движется в сторону мэйнстрима, и то, что мы слышим на «Strays», можно назвать скорее «альтернативным поп-роком». Примитивно-«металлическая» гитарная работа уступила место замысловатым «плавающим» риффам, в одиночку создающим эффект, для которого многим коллективам нужны тонны электроники и пост-обработки. Аранжировки и ритмика варьируются от блюз-роковых до почти индустриальных (у Jane's Addiction, кстати, очень талантливый ударник Стивен Перкинс, без которого такое разнообразие было бы невозможно). Самая большая претензия, пожалуй, к вокалу Перри Фаррела, который был вполне хорош для ранних «металлических» упражнений коллектива, но сейчас часто не соответствует замысловатости аранжировок.

Kraftwerk
«Tour De France Soundtracks»
EMI Records, 2003

С творчеством Kraftwerk я знаком совершенно не был. Впрочем, меня частично извиняет то, что последний свой альбом германские электронщики выпустили 17 лет назад. Вы заметили, что у нас сегодня день фантастических возвращений на сцену? Так вот, это возвращение — не самое удачное из них. Минималистичное техно, звучавшее свежо в конце восьмидесятых, сейчас производит впечатление продукта не самой удачной компьютерной программы в руках начинающего диджея. Особенно это заметно, если назвать альбом «Саундтреки к „Тур де Франс“», притом что по своей энергетике он скорее напоминает саундтреки к матчу «Карпов — Каспаров». Впрочем, эмбиентные эффекты, которыми Kraftwerk подкрепили свою свежую работу, на некоторых треках сами по себе звучат довольно интересно. Но в целом альбом подходит скорее для фонового музыкального сопровождения в супермаркете, чем для вдумчивого прослушивания или танцпола.

Саундтрек
«Бумер»
Мистерия Паблишинг, 2003

Ну что ж, от худшего нас боги уберегли — «Каста» на саундтреке к самому раскрученному криминальному боевику 2003 года не отметилась. Зато, чтобы этот факт нас не слишком изумлял, отметился по полной программе Сергей Шнуров. Надпись «Музыка Сергея Шнурова» украшает заглавие диска, хотя на самом деле фронтмен «Ленинграда» стал автором примерно трети оригинальных треков альбома, из которых три собственно в фильм не вошли и идут бонусом. Во всех же сопровождающих фильм агитках Шнура упоминают не иначе, как человека, затмившего своим талантом Морриконе. Так вот, затмил он его, оказывается, треками того же примерно уровня бездарности, что и знаменитая его «Мне бы в небо». Единственные два шнуровских трека, не наводящих смертельной тоски с переходом в неспокойный сон — «Тема дороги» и «Мобильник» — инструментальные композиции, идущие бонусами и доказывающие тот очевидный факт, что Сергей — вполне старательный и умелый аранжировщик (в те моменты, когда не порывается петь). На этом позвольте мне перейти к тому материалу, ради которого, собственно, и стоит покупать диск. А диск, уверяю, покупать стоит: большое число малоизвестных электронных, главным образом, команд отметились на нём отличными работами. «Second Hand Band» — «Groove of the Nation», необычный полублюз-полутрипхоп-полуэмбиент, нечто совсем для нашей электронной сцены невиданное; «Snoop Жаба Жаб» — «Микс Малера», транс-обработка виолончельного концерта, и «Девок сняли», трек со странным названием, но от этого не менее привлекательный; «Слот» — «Только бы прикалывало», хип-хоп с задором «Кирпичей», но гораздо менее позитивный. Средней удачности вещи от «Запрещённых барабанщиков» («1 000 000 USD») и довольно раскрученной команды «Я и друг мой грузовик» («Швейцарские бароны») — здесь скорее проходные: их «на раз» затмевает, например, совершенно неизвестная мне Света Koiбаба с композицией «Купи мне это», блестяще исполненной суперироничной песней в жанре «разводилово хахаля на бабло». Остальной материал разношёрстен, как все российские саундтреки — от «проекта Сергея Шнурова „Диоды“», который оказался старательной девичьей пародией на группу «Комбинация» (хотелось бы верить, что это — пародия, а не всерьёз), до некоего Димана, смешного до слёз в своей попытке переплюнуть сразу и Шнура, и «Касту». Слушать всё это подряд, естественно, небезопасно для душевного равновесия, но для расширения кругозора диск рекомендуется безусловно.


Увидимся. Музыки ещё много.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54–13–31

Рекомендуем почитать