Ну-с, вот и всё — закончился 12-й международный Канский видеофестиваль. Самое время подвести его итоги и, смахивая украдкой скупую слезу, попрощаться с ним до следующего года.
Фестивальная братия, каждый год проводящая в Канске чрезвычайно насыщенную неделю, по традиции не желала разъезжаться — отъезд каждой партии участников от гостиницы превращался в долгий коллективный ритуал прощаний, обниманий, братаний и всего такого прочего. Канск тоже не желал прощаться — одной студентке с Видеокампуса пришлось дважды менять билет. Когда задерживаешься в Канске на денёк дольше фестиваля, обнаруживаешь всюду грустную пустоту — никто не бормочет кругом на всяких разных языках, никто никуда не опаздывает, никого нет вообще, вот чёрт.
Ну, ладно, довольно лирики — давайте поговорим про последний день фестиваля. Начался он с мастер-класса американского аниматора Дастина Греллы, члена жюри и победителя прошлого года. Дастин много и подробно рассказывал о том, как он пробовал себя в анимации, какими практиками он занимается, чтобы формировать своё творчество (выяснилась, например, такая удивительная подробность, что он вот уже больше десятка лет каждый день пишет сам себе письмо, кладёт в конверт, запечатывает и не отправляет). Показал в том числе и свою первую большую работу — проникновенный мультик, посвященный его погибшему в Ираке младшему брату. Под конец решил продемонстрировать, что идеи для творчества можно брать буквально из воздуха и предложил собравшейся аудитории сделать вместе мультик — народ вовлёкся в процесс моментально и следующие часа полтора энергично участвовал в съемках. Получилось по итогу всего 15 секунд, но зато в них, кажется, отлично сконцентрировалось всё то, что делает Канский фестиваль таким уникальным и привлекательным для тех, кто на нём хоть раз побывал. Вот посмотрите.
Потом была открытая встреча с жюри, на которой обсудили много всего, от образов из программ фестиваля, которые члены жюри захотели бы утащить в свои работы (Дастин признался, что на программе французского экспериментального кино, которую показывал его коллега по жюри Фредерик Тошу составил себе целый список картинок, которые хотел бы потом как-то развить), до питья водки из горла, танцев на столах и развала Советского Союза.
Ну, а потом было закрытие, на котором раздали призы. Довольно удивительным и скорее всего абсолютно ненамеренным образом все четыре главных фильма-победителя были сделаны девушками. Смешные и гротескные «Аллеи» Вики Чупахиной были признаны лучшим российским фильмом, трогательная анимация «Что остаётся» добрейшей немки Лив Шарбатке заняла третье место, второй приз уехал в Великобританию отсутствовавшей на фестивале Мегхне Гупте за фильм «Распутай» (причем председатель жюри Нана Джорджадзе своими руками смастерила для обладательниц второго и третьего места мини-секаторы), а Золотой пальмовый секатор увезла в Москву Светлана Сигалаева за фильм «Кардо». Вся команда участников конкурса в этом году при этом сплотилась настолько, что за девчонок все искренне страшно радовались, Света очень мило растрогалась, да и я, признаться, когда объявлял победительниц, внезапно поймал себя на том, что голос как-то предательски подрагивает от избытка чувств за всех них. Это тоже такая фирменная особенность Канска — каждый, с кем ты вместе хоть раз пройдёшь через фестиваль, становится тебе навеки братом или сестрой. Так что если хотите обзавестись вдруг пёстрой международной семьёй в пару-тройку десятков человек, обязательно приезжайте в следующий раз.
Ну, вот и всё — пора переходить обратно в нормальную жизнь, как бы грустно от этого не было. Пока, Канск, пока, фестиваль, всё было здорово. До следующего августа.
Мой Ренессанс — мы открылись
Мой Ренессанс — низкий старт
Мой Ренессанс — день третий
Мой Ренессанс — день четыре
Мой Ренессанс — пятый день
Мой Ренессанс — день шестой
Канский видеофестиваль-2013: краткий гид
Канский видеофестиваль — 2013: фотохроника