Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Мой Ренессанс — день третий

Мой Ренессанс — день третий

28.08.2013
1

Можно сказать, что фестиваль наконец-то заработал в полную силу — по крайней мере, вчера стартовала международная конкурсная программа, самая соль всего, что тут в Канске происходит.

Но и до её начала вчера было, на что посмотреть. Начался день с выступления поэтов на площади — у памятника Неизвестному художнику на специально сооружённом для этого события помосте читали свои стихи Андрей Родионов и Псой Короленко. Это было довольно удивительное зрелище — чеканный и размашистый Родионов, со злым надрывом живописующий будничную изнанку и маленькие трагедии городского творческого мира, и хитро улыбающийся в бороду Псой, гоняющий по сложным спиралям постоянно выворачивающиеся наизнанку тексты, одновременно ужасно смешные и странно проникновенные. Над канскими зданиями голубело небо, ветер играл полами бледно-красной родионовской рубахи, а над площадью неслись яростные и весёлые слова — было здорово и захватывающе. Под конец Псой принялся читать под аккомпанемент поющей пилы Игоря Крутоголова, и тут с другого конца площади внезапно донёсся колокольный звон — это было неожиданно и чудесно и в то же время абсолютно уместно.

Потом победитель прошлого года Дастин Грелла, большой любимец Канска, показывал программу нью-йоркской анимации. Программа была довольно разносторонняя — был и видеоарт под музыку, состоящий из меняющихся разноцветных форм, и трогательная документальная анимация по реальным историям реальных людей, и смешная космическая зарисовка про неправильно понятое чудовище с планеты Альфа 9. Мультики все были хорошие, но программе недоставало какого-то финального штришка, одного окончательного шедевра, который бы намертво уже зацементировал всю круто происходящего. Ну, и шла программа минут сорок — что называется, хорошо, но мало.

А потом начался конкурс. В первом блоке показали шесть фильмов, причём из них только два были не из России — трогательная немецкая анимация «Что остаётся», в которой во взаимодействии фотографий на стенке рассказывалась грустная история любви нациста и еврейки, и отличное испанское кино «Мистерия», такой отстранённый домашний абсурдистский очерк о непостижимости бытия. Остальные были наши — российских фильмов, кстати, в конкурсе этого года как никогда много, примерно половина.

Открывался конкурс фильмом «Норма жизни» Евгения Бяло, подчёркнуто будничной историей про смерть отца. Бяло потом назвал среди своих любимых режиссёров Сигарева и Балабанова, и это, в общем, чувствовалось — он, правда, немного добрее обоих всё-таки. У него пока не совсем получается рассказать действительно проникновенную историю, но вот показать быт как цепочку таких крохотных событий, которая в какой-то момент начинает прямо гипнотизировать, выходит вполне. В отличие от фильма «Сны партизана Гриши» — в котором есть один отличный кадр и множество куда менее отличных. Там рассказ о буднях партизан в лесу иллюстрируется бесцельным шатанием одного кадра по лесу — и всё это пронизано такой нарочитой странностью, довольно неприятной. Зато следом был отличный фильм «Голова» — такой анекдот про мужика, который потерял голову, а никто и не вспомнил потом, была она у него или нет. Немного затянуто и финал чуть смазан, но в целом ужасно смешно — снято очень просто, но диалоги при этом прописаны прямо отлично, всё очень в точку.

И последний фильм программы — «Аллеи», такая медитация на тему Бунина, в которой отрешённым голосом зачитывается девичий школьный реферат на тему страстей и любви в «Тёмных аллеях». Эффект получается довольно смешной — вперемежку с отстранённым видеорядом текст в какой-то момент начинает гипнотизировать, а потом и ужасно смешить. Неплохо, в общем, получилось.

Ну, что — впереди у нас видеопоэзия Андрея Родионова, новый отрезок конкурсной программы и видео-арт в аэропорту. Остаёмся на связи, передаём сигналы точного времени, и всё в таком духе.

Мой Ренессанс — низкий старт

Мой Ренессанс — мы открылись

Канский видеофестиваль-2013: краткий гид

Рекомендуем почитать