Продолжаем внимательно смотреть программу международного Канского видеофестиваля и фиксировать всё самое интересное.
Вчера добрался до городского дома культуры как раз к старту программы видеопоэзии с фестиваля «Пятая нога», который придумали Андрей Родионов с Екатериной Троепольской. Они уже не впервые приезжают в Канск и, в принципе, уже показывали какие-то работы с фестиваля в программе, но в этот раз была полноценная, насыщенная подборка, около двух десятков роликов, начиная от первых выпусков фестиваля и заканчивая подборкой самых свежайших работ с фестиваля этого года. Видеопоэтические ролики, как правило, довольно короткие, так что говорить обо всех них, наверное, бессмысленно — поэтому отмечу только самое интересное. Я поэтов запоминаю плохо, извините — но в очередной раз отметил, что мне вполне по нраву разреженные, будто бы из обрывков склеенные стихи Дины Гатиной, на которую тут был показан очень трогательный минималистичный ролик. Была чрезвычайно смешная украинская зарисовка «Я похож на гопника» (жаль, не нашёл ролика в инете, словами это сложно рассказывать), отличная сюжетная «Душечка» Лизы Готфрик и чрезвычайно актуальная вещь под самообъясняющим названием «О причинах раннего ухода одних и нежелании уходить других поэтов». Мне ещё чрезвычайно понравилась латвийская история «Улица Таллинас» — правда, не столько из-за стихов, сколько из-за музыкально-импровизационного обрамления.
Ну, а дальше был конкурс, вторая его часть. Начался он с гудящего чёрно-белого аргентинского видеоарта «Имаджинариум» (автор которого добраться до Красноярска не смог) — там девять минут камера хищно кружится вокруг буэнос-айресовских памятников, беря крупным планом разные их детали. Потом был довольно удивительный российский фильм «Мать рождает отца мужа», сложно устроенное, но при этом необъяснимым потусторонним образом смешное произведение про сломавшуюся коммуникацию между поколениями, которое при этом само вносило свою лепту в дальнейшее разрушение этой коммуникации. Это был как раз именно такой фильм, которые в Канске и нужно показывать — абсолютно непостижимый с одной стороны и восхитительно безумный с другой.
Дальше была украинская картина «Позвонки» — такая нежная получасовая любовная зарисовка, решённая исключительно средствами поэзии и танца. Идея очень хорошая, и чисто визуально снято изумительно, множество по настоящему ярких образов на экране — но вот по содержанию и по главной мысли лично мне показалось чересчур девчачьим, мимимишечным сверх меры; в прошлой части конкурсной программы был фильм «Аллеи» хорошей девушки Вики Чупахиной — вот ей хватило всего лишь школьного реферата по Бунину и отрешённого голоса за кадром, чтобы вот такое вот уверенно высмеять.
После «Позвонков» было ещё три картины. Первая — видео-арт Евгения Бугаева «Водные процедуры», который предварялся эпическим введением от автора едва ли не длиннее самой работы (с применением терминов «вторжение цифровой реальности в повседневность» и пр.), смысл которого, как оказалось позже, был в основном в почти неуловимом смещении симметрии в двух половинах кадра (или вроде того). Вторая — очень хорошее и атмосферное «Преломление», фильм Дмитрия Лурье на песню вокалиста Jah Division Германа Моралеса, собранный из собственных съемок Лурье на улицах Питера и в Норвегии на 8-миллиметровую кинокамеру. А завершил всё «Самый большой теннис» украинца Клима Козинского, такой пятнадцатиминутный криминально-комический анекдот в духе «А давайте забацаем своего Гая Риччи на парковке с тремя друзьями за вечер», энергичный, но не очень-то смешной, и к тому же совершенно не к месту утыканный песнями замечательной «ДахиБрахи».
Такие дела. Продолжаем вести творческую вахту и бдить. Сегодня в программе — французское экспериментальное кино, новое сибирское видео и продолжение конкурса. Нам бы день простоять да ещё один продержаться. С любовью, ваш канский связной,