Немного осталось — ещё чуть-чуть, и финишная прямая будет пройдена (в смысле, в отчётах; пишу я всё это уже по завершению фестиваля, в осиротевшей без фестивального радостного гвалта канской гостинице «Юг», традиционного форпоста фестиваля). А пока — пара слов о предпоследнем дне.
Начать его я попробовал с документалки «Русский свободолюбец», о писателе Викторе Ерофееве и о его пути от диссидента и антисоветчика до крупной фигуры нынешнего протестного движения. Интересно было посмотреть на взгляд на все происходящие в сегодняшней России (фильм свежий, этого года) события со стороны — снимал кино режиссёр из Финляндии — вот только автор явно пребывает в таком благоговении перед фигурой своего героя (равно как и сам герой), что смотреть это было как-то немного неловко даже.
Потом наконец-то получилось немножко заглянуть на программу документальных фильмов о музыке, которая весь фестиваль шла параллельно основным показам в малом зале на втором этаже ГДК. Захватил небольшую видеозарисовку «Шлюз», снятую куратором программы Павлом Бородиным на борту корабля, проходящего по реке Янцзы через шлюзы плотины «Три ущелья», семиминутный тизер живого исполнения где-то в Германии редкого концерта итальянского композитора Джачинто Шелси «Песни козерога» (концерт, судя по тизеру, местами прямо грандиозный, надо найти), а также фильм «Круг друзей Семёна Набатова», история про то, как пианист с русско-нью-йоркско-немецкой пропиской Семён Набатов собрал квинтет под названием Round Up и сделал с этим квинтетом новую программу. Музыка у квинтета довольно выдающаяся, такой развинченный в узловых точках сборки джаз для фортепиано, саксофона, тромбона, контрабаса и ударных — но интервью с Набатовым между музыкальным номерами как-то лишает фильма жизни; не получилось у автора передать зрителю всю ту искреннюю заинтересованность, которую он сам испытывает к героям. Ну, зато было довольно забавно узнать, что и в Европе такая музыка живёт полуподпольным образом — в интервью пианист говорит, что они выступали в довольно важном зале в Кёльне, а в кадре при этом крохотный подвальчик человек, наверное, на семьдесят, не больше.
А потом была последняя часть конкурсной программы — и это была всем частям часть, могучий удар по зрителям из многотонной пушки. Практически все фильмы были если не «ого-го», то как минимум «ого» — забегая вперёд, скажу, что два из четырёх основных победителей фестиваля были показаны именно в этом блоке, плюс два фильма которые невероятно понравились именно мне. Но давайте по порядку. Началось всё с «Дипломной работы» Антонины Баевер — в ней Антонина делает диплом в московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, фиксируя в виде мультика свои попытки заказать диплом, сутью которого должно стать новое созданное произведение современного искусства, во всевозможных конторах, торгующих дипломами на заказ. Идея грандиозная, и фильм местами гомерически смешной — но подводит стремление на ровном месте уходить в долгие пространные рассуждения и несколько ленивая анимация. Дальше точный порядок не помню, поэтому по памяти — были «Падшие ангелы» испанца Чуса Домингеса, оставшийся мне непонятным видеоарт, «15 лет спустя» Педро Коллантеса, отличная короткометражная комедия с очень простой, но действенной драматической идеей, снятая одним планом, и «Сломанное радио» Ильи Леутина, медитативный 20-минутный видеоарт с бесконечной цифровой трансформацией одной-единственной картинки, озвученной записями международных радиостанций, пойманных старым приёмником. Илья, впрочем, перед показом честно предупредил, что эта работа в принципе не предполагалась к внимательному просмотру в зале — мол, сделал её исключительно в качестве фоновой истории. Это чувствовалось, но штука в том, что если бы «Радио» сократилось вдвое, получилось бы довольно мощно.
А потом в ход пошла тяжелая артиллерия. Фильм, которому я бы, будь я членом жюри, обязательно дал бы какой-нибудь приз, производил впечатление уже одним своим названием — «Тётя Свинка идёт на дерьмодискотеку». Это восьмиминутный мультик, сделанный двумя немецкими парнями, Кристианом Хиппченом и Маттиасом Бартом (приехал только Кристиан, добродушный парень с дредами, до смерти влюбившийся в Канске в абаканское пиво и почему-то ставший героем местных школьниц) — там процесс бесконечного потребления современного общества довольно остроумно вырисован при помощи пищеварительных и прочих процессов, происходящих в организме анимированной свиньи. Отличная штука, очень хорошо сделанная и придуманная. А потом был «Кардо» Светланы Сигалаевой, гомерически смешная получасовая чёрная комедия, сделанная в таком полудокументальном импровизационном стиле, про русского иммигранта в Швеции, который немножно сошёл с ума и теперь мечтает всех русских иммигрантов вернуть домой, чтобы спасти от грядущего апокалипсиса. Фильм чрезвычайно энергичный, обаятельно хамский, очень смешной и довольно неплохо отражающий тот бардак, что творится в умах нынешних россиян.
И завершали конкурсную программу два фильма — «Распутай» британки Мегхны Гупты, замечательная документалка про индийскую фабрику, на которой привезённую с Запада ненужную одежду перерабатывают обратно в нити и одеяла, и «Позабудьте про камин», немой фильм старого знакомца фестиваля Петра Жукова, в основе которого вроде как лежал старый нереализованный сценарий Маяковского. Фильм отлично снят и в целом довольно силён, плюс Пётр очень здорово его озвучивал — за кулисами очень кстати нашёлся рояль красного цвета, который мы вытащили на сцену, и Петя делал на нём очень минималистичный аккомпанемент. То, что именно этим заканчивалась вся конкурсная программа фестиваля, было неожиданно уместно.
Ну-с — осталось лишь подвести итоги. Сделаем это в следующем посте.
Мой Ренессанс — мы открылись
Мой Ренессанс — низкий старт
Мой Ренессанс — день третий
Мой Ренессанс — день четыре
Мой Ренессанс — пятый день
Канский видеофестиваль-2013: краткий гид
Канский видеофестиваль — 2013: фотохроника