Не успели за прошлый год — продолжим разговор в новом; чего зря время терять?
Nadja «Flipper»
Чёрт знает, какая по счёту пластинка долгоиграющего и производительного канадского семейного дуэта Эйдана Бэйкера и Ли Букарефф. Под ласкающем русское ухо именем «Надя» Бэйкер и Букарефф уже лет двадцать ваяют гипнотизирующий дроун-эмбиент-дум для бас-гитары и электроники, но «Flipper» — довольно необычная запись даже по меркам их обширной и богатой на эксперименты дискографии. Альбом записан для английского лейбла Oaken Palace, придуманного с благородной целью — приглашаемые лейблом артисты выбирают какое-то животное, находящееся на грани вымирания, и все доходы от посвященного этому животному альбома идут соответствующей экологической организации.
«Flipper» посвящён защите дельфинов и китов, и глубоководная тематика пластинки отражена и в её звуке — слушать эти четыре десятиминутных полотна всё равно, что взаправду погружаться под воду в замедленном воспроизведении. Завораживающе пульсирует гипнотически-неспешный бас, обречённо тают едва слышные голоса, бестелесным воспоминанием о былом всплывает периодически скрипка; звук то наливается оглушительной силой, то отступает до едва слышного шёпота, и всё это не сбиваясь со стоически похоронных темпов.
Важные треки: «Song to the Sea», «Wrapped in Plastic»
Nine Inch Nails «Hesitation Marks»
«А, к чёрту» — сказал Трент Резнор и откопал Nine Inch Nails, отправленных на покой три года назад. Какой, впрочем, покой; всегда было понятно, что, говоря «Nine Inch Nails», мы подразумевали «Резнор», а он-то все эти три года и не думал тормозить — озвучил два фильма Дэвида Финчера, получил за один из них «Оскар», поиграл с женой в отдельную музыкальную группу How to Destroy Angels, с меньшим, впрочем, успехом, чем выпадал раньше на долю NIN. В общем, возрождение старой любимой вывески было вопросом времени — но всё равно NIN образца 2013 года несколько отличаются от предыдущей версии. Прямо как в интернет-меме про что-нибудь нормального человека и что-нибудь курильщика, с поправкой на то, что новые Nine Inch Nails образца альбома «Hesitation Marks» — это Nine Inch Nails взрослого человека, того, что уже имеет за плечами опыт выхода в смокинге на сцену для получения самой престижной кинематографической премии в мире.
Набор приёмов Резнора остаётся неизменным — энергичные синтетические пульсации, жужжащие гитарки, узнаваемые мелодии, многослойный цифровой шум, собирающийся грозой и проглатывающий композиции. Но музыка, которую он собирает в этот раз, гораздо более сдержанная и приглушенная, нежели раньше — что в свете того, что исполняет её не молодой бунтарь-одиночка, борющийся со своими демонами и зависимостями, а признанный мастер своего дела и отец двоих детей, совсем неудивительно. Да, быть может, новая музыка Nine Inch Nails не оглушает, как раньше, катарсическим шумом или душераздирающе-болезненной печалью — но она по-прежнему придумана и сделана с тем же талантом и потрясающим вниманием к каждой звуковой детали. Выразимся так — если раньше Nine Inch Nails врывались в дом и кромсали слушателей топором на кусочки, то теперь они прокрадываются, никем не замеченные, сквозь заднюю дверь посреди ночи и используют смертоносный яд. Результат вроде бы тот же — смерть всему живому, то есть — но как отличается подход.
Важные треки: «Copy of A», «All Time Low», «Various Methods of Escape», «In Two»
Noisem «Agony Defined»
Дебютная пластинка оголтелых старшеклассников из Балтимора, боевой головотяпский трэш-метал с уклоном в дэт, исполненный на почти комическом градусе разудалости. Любой поклонник боевого тяжеляка радостно расхохочется, услышав открывающую композицию «Голоса в морге» — настолько лихо и стремительно играют парни из Noisem. Другое дело, что эти лихость и стремительность — в общем, пока единственный приём, имеющийся в арсенале Noisem. За энергетику и усердие группа зарабатывает честную пятерку, а вот в той части, что касается изобретательности и разносторонности, приёмная комиссия плывёт и начинает расходиться во мнениях — кто-то поаплодирует им за отчаянную бескомпромиссность, а кто-то пожурит за то, что их лютая трэш-атака немножко приедается уже к середине их дебютной пластинки (которой тут всего-то двадцать шесть минут). Выразимся так — как заявка на будущие огнедышащие успехи «Agony Defined» звучит довольно уверенно.
Важные треки: «Voices in the Morgue», «Rotten Remains»
Oh Land «Wish Bone»
Вторая пластинка проекта датской девушки Нонны Эланд Фабрициус, бывшей балерины и фотомодели. Продюсировал Дэйв Ситек из TV on the Radio — вместе у них получился легконогий и подвижный электронный девичий поп, с приятным уклоном в разные милые странности. Фабрициус играет в героинь собственных песенок с той же игриво-преувеличенной старательностью, с какой начитанная шестилетка демонстрирует изящные манеры на чаепитии, организованном ею для собственных же кукол — щебечет поверх подвижного синтетического ритма о том, как незаменимы девушки эпохи Ренессанса, играется в трип-хоповую версию большой бродвейской баллады, чеканит слог в комически-угрюмом хип-хопе про боксёра, что живёт в её ушах, тает нежной истомой в балладе про то, что ещё сильнее любить получится только в следующей жизни.
То есть, «Wish Bone» — отчасти такое противопоставление всем искренним девичьим песенкам с сердцем нараспашку; поп-музыка, в которой певица словно бесконечно примеряет на себя разные яркие платьица и кривляется перед зеркалом чуточку иначе в зависимости от каждого нового наряда. «А ты веришь в мои актёрские способности?» — подмигивая, вопрошает она в лукавой песенке «3 Chances» (в которой, среди прочего, поётся, что если уж у котят есть девять жизней, а зомби умеют воскресать из мёртвых, то у нас с тобой и подавно есть ещё один шанс); слушая «Wish Bone», очень сложно не кивнуть в ответ.
Важные треки: «Renaissance Girls», «My Boxer», «Cherry on Top», «Love You Better»
Pelican «Forever Becoming»
Пятый лонг-плэй суровых пост-металлических инструменталистов, аккурат к десятилетнему юбилею первого. Где-то по пути Pelican успели сменить гитариста, но сути своей не растеряли — они по-прежнему двигают в массы кряжистый инструментальный металл, терпеливо идущий вслед за оглушительными любознательными риффами. Название новой пластинки — «Вечно превращаясь» — оказывается отчасти пророческим; вот эта аура бесконечно растянутого во времени действия, которое так и не может закончиться, характеризует альбом больше всего. Pelican по-прежнему идут вперёд, но компас у них, кажется, сбылся — если раньше их композиции казались настоящими путешествиями с чётко проложенными маршрутами, то сейчас группа как будто и сама не знает, куда конкретно бредёт; лишь бы не останавливаться.
Важные треки: «Deny the Absolute», «Vestiges»
Pixies «EP1»
Ещё одни возвращенцы большого альтернативного рока 90-х, вслед за My Bloody Valentine и Mazzy Star — первая новая музыка Pixies с 1996-го года, ура! Правда, в отличие от тех же MBV и MS, законченного творческого высказывания из этих четырех песенок у Pixies не складывается — это безобидный, в меру симпатичный гитарный рок, главной характеристикой которого является отсутствие характеристик. Услышь что-то такое по радио, и ни в жизнь не встрепенёшься — ух ты, это же Pixies! Того сладостного кайфа от сочетания мелодии, абсурда и безумия, что всегда характеризовал Pixies, тут не найти — что-то мало-мальски опасное проявляется только в том, как Фрэнк Блэк настойчиво кричит в куплете песенки «Indie Cindy». В общем, оптимисты, поднатужившись, могут разглядеть в этом миньоне туманное обещание на будущее о том, что Pixies всё же не планируют оставаться чисто ностальгической историей и, возможно, ещё запишут что-то достойное их старых классических песен — пессимисты же от души пожелают им этой чисто ностальгической историей и оставаться.
Важные треки: «What Goes Boom»
Power Trip «Manifest Decimation»
Ещё один дебютник пацанов, склоняющихся к тяжелым звукам, на этот раз из Техаса, громогласный и стремительный трэш лютых нравов и классических замашек. «We ride as one, we’re ruled by none» — такие слова звучат в припеве песни «Power Trip», и, в общем, если кому-то нужен настоящий боевой девиз, вот отличный. В подходе Power Trip чувствуется приятная угрюмая решимость — они играют так, словно выезжают во весь опор на битву, которая обещает стать их последней, а их это не только не пугает, но и подстёгивает.
Важные треки: «Manifest Decimation», «Conditioned to Death», «Crossbreaker»
Пластинки-2013 — В коммуне остановка
Пластинки 2013 — Догоняем паровоз
Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз
Пластинки-2013 — Наш паровоз всё летит
Пластинки-2013 — Постой, паровоз
Пластинки-2013 — А паровоз и ныне там
Пластинки 2013 — Не стучите, колёса