Год за номером две тысячи тринадцать истекает через полтора месяца — самое время задуматься о подведении итогов. Правда, для этого хорошо бы иметь перед глазами более-менее обширную картину произошедшего за год — а обозреть на этих страницах всё более-менее интересное из вышедшего за довольно плодотворный 2013-й успевалось не всегда.
К счастью, все альбомы образца 2013-го года скапливались у меня в одной папке — так что с сегодняшнего дня я буду проводить в ней подробную ревизию, коротко рассказывая основное о порции альбомов этого года выпуска. Ну, что, начнём, пожалуй!
!!! «Thr!!!er»
Пятая пластинка калифорнийских анархо-дэнс-фанк-поп-рок-хулиганов. Всё вроде бы то же самое — затейливые басы, упругие диско-ритмы, фанковые клавишные и дудки — но если раньше из этих же элементов группа складывала такую экстатическую дискотеку на краю бездонной пропасти, на которой безудержное веселье и пляски соседствовало с реальным чувством опасности, то теперь мы все вежливо и прилично танцуем в каком-то довольно буржуазном клубе, а после одиннадцати, без сомнения, смиренно разойдёмся по домам. Звук у !!! получается телпый и упругий, но былой непредсказуемой разудалости страшно не хватает.
Важные треки: «Get That Rhythm Right», «Fine Fine Fine», «Slyd»
65daysofstatic «Wild Light»
Англичане, собирающие экстатический гитарный пост-рок на подложке лихорадочной электронной перкуссии. Гитар сейчас, правда, стало меньше, а синтезаторов больше, но основной принцип творчества не поменялся — это напористая остросюжетная музыка, будто бы стремящаяся создать для нас атмосферу энергичных, но умных фантастических боевиков класса «Б» без всякой помощи картинки (что логично в свете того, что название коллектив позаимствовал из неизданного фильма Джона Карпентера). Некоторая однозадачность группы немного портит картину — каждый первый трек 65daysofstatic одинаково рвётся в космическую высь, отчего пластинка превращается в набор сплошных кульминаций, разваливая общую драматургию. Впрочем, как там было у Чижа — тормоза придумали трусы; и к 65daysofstatic это высказывание никак не применить.
Важные треки: «Hit Death Infinity Splitter», «The Undertow»
About Group «Between the Walls»
Проект с любопытной родословной — барабанщик невоспетых легенд 70-тнического авангардного пост-панка This Heat собрал несколько лет назад коллектив с участием музыкантов из инди-групп Spring Heel Jack, Spiritualized и Hot Chip, чтобы время от времени заниматься полу-импровизационным музицированием. Действует это так — фронтмэн Hot Chip Алексис Тэйло пишет песни, а потом вся группа импровизирует над этими песнями за ограниченное время в студии. Получается такой сознательно разболтанный поп-рок, мастер-класс по внутреннему устройству аранжировок, которые здесь предстают во всём своём неприкрытом великолепии, как заспиртованные образцы устройства мышечной системы в анатомичке медицинской академии. Зачастую «Between the Walls» звучит неряшливо, шероховато и грубо, но в каждом его моменте чувствуется живая и заразительная энергия импровизации, этот невероятный адреналиновый импульс, вкатывающий от свободного музицирования в моменте «здесь и сейчас».
Важные треки: «Walk On By», «All Is Not Lost»
Ambrosia Parsley «Weeping Cherry»
Девушка, первая в группе Shivaree, пустилась в сольное плавание. Сольно получается даже лучше — на «Плачущей вишенке», работа над которой растянулась на три года, представлен десяток красивых, тягучих девушкиных после-полуночных песен, со вкусом озвученных привычным инструментарием; неспешно подрагивающий бас, электронная перкуссия на цыпочках, трип-хоповые клавишные, тоскующая электрогитара. Атмосфера считывается моментально — бар, сигаретный дым и четвёртый бокал вина, сплин, дрейф и блюз, а также думы о былом, смутные желания, приоткрытые губы и лёгкая линчевская чертовщинка. Пластинок, берущих эту же ноту, полно, да — но и «Weeping Cherry» берёт её ровно так, как надо.
Важные треки: «Empire», «Weeping Cherry», «Make Me Laugh»
ASG «Blood Drive»
Калифорнийская рок-четверка с десятилетним опытом, суровый рок с плотными стоунеровскими риффами, внушительным барабанным боем и летучими мелодиями. ASG играют грозно и круто, но их песни совсем не кажутся опасными, в основном благодаря их мелодичности и голосу вокалиста Джейсона Ши, поющего примерно как если бы Перри Фаррелла из Jane’s Addiction медицинским путём лишили его фирменного дребезжания в голосе. Вот эта двойная тяга одновременно к обширному пустынно-космическому гитарному груву и абсолютно ясноглазой мелодичности создаёт особое напряжение в музыке ASG, благодаря которому с ними интересно.
Важные треки: Blood Drive, Avalanche
Austra «Olympia»
Вторая пластинка эзотерического канадского синти-поп-трио под управлением певицы Кэти Стилманис. Мистический голос Стилманис никуда не делся, а вот музыка Austra чуточку поменялась — стала разреженней, стройней, пружинистей, лаконичней; так немного неловкая девушка-подросток в балахонах с любимой рок-группой вытягивается вдруг в стройную элегантную красавицу. Не факт, что эта перемена Austra к лицу — немного потерялась приятная таинственность и потусторонность. Если раньше они вылепливали такой воображаемый саундтрек для различных странных ритуалов и тайных ночных посиделок девушек из пансионата для будущих ведьм, то теперь они совершенно однозначно озвучивают тамошнюю дискотеку. Впрочем, чего там — и будущим ведьмам надо подо что-то танцевать.
Важные треки: What We Done, Home
Avril Lavigne «Avril Lavigne»
Девушки хотят танцевать — это относится и сюда тоже. Замужества, судя по всему, нешуточно бодрят Аврил — после свадьбы с предыдущим мужем Дереком Уибли из Sum 41 она состряпала вместе с ним свою самую энергичную пластинку «The Best Damn Thing». С новым мужем Чадом Крюгером из Nickelback история повторяется — пусть сам Крюгер и пишет самые занудные рок-песни на свете, но его присутствие явно благотворно повлияло на Аврил; на новой безымянной пластинке она опять пускается вскачь. Это зажигательный поп-рок с соответствующими названиями — открывается пластинка песней под названием «Рок-н-ролл» (который герои, кстати, слушают по радио), далее следует тост за то, чтобы «Никогда не взрослеть». Хотя Аврил уже в следующем году стукнет тридцать, вся это подростковая разудалая колбасня в её исполнении до сих пор звучит убедительно — это очень смешная газированная пластинка, которую делает ещё смешнее то, что дважды выходившая замуж Лавинь матерится и поёт о сексе и правда с неловкой энергией школьницы, впервые оставшейся на выходные без родителей. С ней хотя бы весело.