Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пластинки 2013 — Не стучите, колёса

Пластинки 2013 — Не стучите, колёса

17.12.2013
16

Этот выпуск, так спонтанно сложилось, наполовину состоит из англичан — кому, как не им, знать толк в хорошей музыке? На повестке дня — поп-певички, экспериментальные металлисты и альбом-сказка про зверюшек от рок-н-ролла.

Karl Hyde «Edgeland»

Один из основателей английской техно-институции Underworld, Карл Хайд был тем самым человеком, который подарил Underworld важнейшее отличие от прочих героев стадионной электроники, оформившихся за 90-е — он был их фронтмэном с гитарой и текстами. «Edgeland» — его первая сольная пластинка за более чем тридцатилетнюю карьеру в музыке, выполненная в отличной от его основного места работы стилистике. Вместо безразмерного экстатического техно — сдержанные электронные баллады под перестукивание синтетической перкуссии, стоны синтезаторов и тёплую гитару. Если Underworld обеспечивали саундтреком безудержный рейв субботней ночи, то «Edgeland» — песни следующего ленивого воскресенья, иногда немного грустные, иногда, наоборот, светлые и размашистые. Смена метода чувствуется и в текстах Хайда — привычные сюрреалистические монологи без начала и конца уступают место тёплым песням-рассказам, в которых повествовательная магия складывается из верно подмеченных деталей повседневной жизни (наблюдений за завтраком в кафе, воспоминаний о запахе её духов); как если бы Уильям Берроуз взял и написал вдруг сборник рассказов Евгения Гришковца, только хороших. Голос, впрочем, всё тот же — тёплый, слегка гнусавый тенор, в самом звучании которого чувствуется какая-то всамделишная искренность; благодаря этому трудно уловимому качеству у Хайда получается набор зарисовок, которые хочется прожить вместе с ним.

Важные треки: «The Night Slips Us Quietly Underneath Its Dress», «Shadow Boy», «Final Ray of the Sun» «Slumming It for the Weekend (Brian Eno Mix)»

Katy Perry «Prism»

Третий (четвертый, если считать записанный в 17 лет под своим настоящим именем «Кейт Хадсон» альбом госпел-песен) альбом певицы, которая поцеловала девочку (и ей понравилось). Большую часть материала для Перри сделал дуэт сочинителя Макса Мартина и продюсера Доктора Люка, команда, ответственная за такие хиты последних пятнадцати лет, как «I Want It That Way», «Since U Been Gone», «Baby, One More Time», «... Oops, I Did It Again», «I Kissed a Girl» и «Girlfriend» Аврил Лавинь — иначе говоря, большие специалисты по моментально прилипающей к ушам музыкальной сахарной вате. Хотя сама Перри говорила, что её новая пластинка должна быть более зрелой, получилась всё та же бесконечная карамельная дискотека — местами зажигательная, как, например, на беспечной новой версии мадонновского «Holiday», здесь называющейся «Birthday», или в эпическом первом сингле «Roar», в котором Перри бесстрашно называет себя чемпионкой. Но растянуть это ощущение карамельного счастья на все пятьдесят минут пластинки всё же не выходит.

Важные треки: «Roar», «Birthday», «Unconditionally»

Kayo Dot «Hubardo»

Седьмая пластинка неутомимых металлических экспериментаторов, воспрянувших десять лет назад из пепла, оставшегося после распада видной авант-металлической формации maudlin of the Well. Ведомые бессменным лидером Тоби Драйвером, Kayo Dot (в нынешней инкарнации насчитывающие в своём составе, помимо барабанщика, гитариста и мультиинструменталиста Драйвера, людей, отвечающих за трубу и флюгельгорн, а также за деревянные дудочки) переводят металл на язык авангардного джаза. Их музыка будто бы пребывает в постоянном процессе мутации — структуры намечаются и затем рушатся, камерная инструментальная пьеса перерастает в оглушительный блэк-металл с солирующими духовыми, пугающая сладж-металлическая поступь оборачивается виртуозным джазовым ритмическим рисунком. Понятно, что аудитория у такого занимательного эксперимента довольно ограничена — но правда, того, что делают Kayo Dot, больше не услышать, наверное, нигде.

Важные треки: «The Black Stone», «Thief», «Zlida Caosgi (To Water the Earth)»

KEN Mode «Entrench»

Своё название это злющее (KEN расшифровывается, как «Kill Everyone Now», убить всех сейчас же) канадское трио позаимствовало у легенд хардкор-панка Black Flag, логотип им рисовал Аарон Тёрнер, бывший глава Isis, а один из предыдущих альбомов записывал в качестве продюсера гитарист Converge Курт Баллу — чувствуете, да, куда дело клонится? KEN Mode гоняют злющий осколочный металл, исполняемый с остервенением лучшего подвального хардкора, и делают это с такой заразительной злостью и энергией, что «Entrench», пятый альбом канадцев, повально всплывает в списках лучших тяжелых пластинок отчётного года. В общем, есть уверенность, что это название в узких, но сплоченных кругах всякой тяжелятины, мы будем с удовольствием слышать ещё не один год.

Важные треки: «Counter Culture Complex», «The Terror Pulse», «Romeo Must Never Know», «Figure Your Life Out»

Лемондэй «Фаворит»

До записи этой, по сути, дебютной своей пластинки, питерские девчата из группы «Лемондэй» успели несколько раз довольно сильно измениться. Они были радикальным панк-дуэтом для акустики и клавиш с YouTube’а, они были холодными синтетическими экспериментаторами, словно сбежавшими из подпольного клуба Восточного Берлина начала 80-х (в этой ипостаси они дали поистине грандиозный концерт в рамках КРЯККа пару лет назад) — и вот теперь, на альбоме «Фаворит», снова предстали немного иными. Панковский задор ранних песен здесь насаживается на синтетические ударные более поздней версии, и получается довольно невообразимый гибрид — синти-панк, одновременно динамичный и минималистичный, основательно перетряхивающий старые песни, переделанные в новом звуке. «Лемондэй» альбома «Фаворит» — это уже не две смешные девчонки с набором кустарно записанных роликов, это мощная, уверенная и разносторонняя группа, с зычным вокалом Юлии Накаряковой и замечательно абсурдистскими зарисовками в текстах. Плюс песня «Практически всё» так и просится в список лучших песенных сочинений уходящего года — как на русском, так и на любых других языках. Остаётся только надеяться, что второй пластинки не придётся ждать ещё четыре года.

Важные треки: «Олег», «Музыка для мужика», «Практически всё», «Радио Ретро»

Light Bearer «Silver Tongue»

Вторая полнометражка британского секстета, вторая часть запланированной альбомной тетралогии — грозный пост-металл эпических пропорций, Neurosis пополам с Godspeed You Black Emperor; с поправкой на то, что при математическом сложении приёмов этих колоссов их крутость не торопится аккумулироваться в творчестве слагающих таким же образом. Шесть треков разливаются кипящей лавой на почти восемьдесят минут, драматические оркестровые пассажи врезаются в вырастающие из-под земли тектонические гитарные риффы, космический сладж-металл съезжает в проникновенное пост-роковое треньканье и обратно. В выбранной Light Bearer стилистике им приходится повторять всё то, что было уже множество раз сказано и сделано до них огромным количеством групп, многие из которых уделывают их без разговора, хотя бы в силу опыта (те же Cult of Luna, например). Хотя по «Silver Tongue» можно предположить, что где-то впереди у Light Bearer маячит по-настоящему мощная и самобытная пластинка.

Важные треки: «Amalgam», «Matriarch»

Little Boots «Nocturnes»

В этих «Маленьких ботиночках» разгуливает англичанка Виктория Хэскет — певица, начинавшая с каверов на Нору Джонс по ресторанам, но постепенно доросшая до сольной поп-карьеры под псевдонимом Little Boots. «Ноктюрны» — её вторая сольная пластинка, десяток треков легконого мелодичного современного диско. Виктория — далеко не единственная юная певица, выступающая в подобном амплуа, но её подходу к диско свойственны приятная меланхолия и разреженность; её песни не столько пульсируют прямо у тебя в животе, сколько легко танцуют вокруг тебя. Этакая пунктирная лёгкость довольно-таки завораживает — в этих «Ноктюрнах» незаметно для себя увязаешь, и это приятно.

Важные треки: «Motorway», «Confusion», «Every Night I Say a Prayer»

Luke Haines «Rock and Roll Animals»

Это, конечно, привет Лу Риду, но и не только — Люк Хейнс, некогда лидер самой недооцененной брит-поповой группы The Auteurs (а также участник интересных проектов Baader Meinhof и Black Box Recorder), записал удивительную штуку: концептуальный альбом-историю про приключения группы зверюшек с именами рок-н-ролльных звёзд (кота зовут Джин Винсент, барсука — Ник Лоу, и так далее), озвученную в лучших традициях английского фолка. Главный инструмент — акустическая гитара; к ней Хейнс добавляют всякие звенелки, тёплые ламповые клавишные, дудочки и прочие чудесные штришки. Получается такая музыкальная сказочка для взрослых, немного ёрническая, но в основном добрая, остроумная и смешная. Лучше, конечно, знать английский язык, чтобы по-настоящему насладиться хейнсовским талантом складывать слова — рассказчик из него выходит острый на язык, непочтительный, удивительно непредсказуемый; к тому же за историей милых зверюшек не так уж и глубоко скрывается занятная сатира в адрес многочисленных героев рок-н-ролла. В общем, удивительная, необычная штучка.

Важные треки: «MagicTown», «Three Frendz», «Rock’N’Roll Animals in Space»

Пластинки 2013 — Догоняем паровоз
Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз
Пластинки-2013 — Наш паровоз всё летит
Пластинки-2013 — Постой, паровоз
Пластинки-2013 — А паровоз и ныне там

Рекомендуем почитать