В Красноярске мать 7-летней девочки-инвалида, которой не предоставили бесплатный авиаперелет к месту лечения, отсудила более 40 тыс. рублей. В августе 2014 года ребенку выделили бесплатную путевку на санаторно-курортное лечение в детском психоневрологическом санатории в Зеленоградске Калининградской области. Бесплатный проезд к месту лечения и обратно предоставлялся самой девочке и сопровождающей ее матери.
Выяснив, что железнодорожные билеты на взрослого и ребенка по маршруту Красноярск — Москва — Калининград и обратно стоят 52,7 тыс. рублей, а авиабилеты на двоих по маршруту Красноярск — Санкт-Петербург — Калининград и обратного — 43,7 тыс. рублей, женщина обратилась в региональное отделение Фонда соцстрахования для получения специального талона на бесплатный проезд авиатранспортом. Она пояснила, что проезд железнодорожным транспортом для больного ребенка сопряжен с чрезмерными физическими и психологическими нагрузками.
Но ей отказали, сославшись на то, что талоны имеются только на ж/д транспорт.
Женщина все равно купила билеты на самолет и отправилась с дочерью на лечение, а вернувшись, потребовала возместить понесенные ею расходы, однако ей вновь отказали — по причине отсутствия у регионального отделения Фонда государственного контракта с авиаперевозчиками на предоставление услуг по перевозке инвалидов авиатранспортом в 2014 году. Тогда мать девочки обратилась в суд.
Весной этого года Свердловский районный суд Красноярска отказал женщине в удовлетворении исковых требований, поддержав довод ответчика о том, что реализация права на бесплатный проезд осуществляется в натуральном виде путем получения специального талона, а выплата компенсации в возмещение самостоятельно произведенных расходов законом не предусмотрена. Но красноярка обжаловала решение.
«Краевой суд указал, что при меньших затратах на авиаперелет истица имела право выбора вида транспорта и вправе была рассчитывать на обеспечение ее соответствующим талоном. И поскольку ответчик не обеспечил реализацию данного права, предоставленного законом, понесенные ей убытки подлежали взысканию с него, как лица, причинившего вред. Довод ответчика о том, что истица могла воспользоваться и железнодорожным транспортом, суд второй инстанции счел несостоятельным, поскольку ребенку-инвалиду по данному заболеванию было бы тяжело находиться в пути в закрытом пространстве длительное время — более 4 суток, к тому же при неудобствах в питании и отдыхе», — пояснила пресс-секретарь суда Наталья Мишанина.
В итоге краевой суд отменил решение суда первой инстанции и постановил взыскать с ГУ КРО ФСС в пользу матери 43,7 тыс. рублей в возмещение убытков, 500 рублей расходов на получение справки о стоимости проезда от ОАО «Аэрофлот», а также 1,5 тыс. рублей госпошлины в доход местного бюджета.