Главная
>
Статьи
>
Хроники Нарнии: Покоритель зари/ The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader

Хроники Нарнии: Покоритель зари/ The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader

06.12.2010
18

Хроники Нарнии: Покоритель зари/ The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn TreaderРежиссер — Майкл Эйптед
В ролях: Джорджи Хейнли, Скандер Кейнс, Бен Барнс, Уилл Поултер

Продолжительность — 115 мин

В финале «Покорителя зари» всемогущий лев Аслан говорит главным героям: всё, вы сюда больше не вернётесь, вы уже выросли. Если создатели «Хроник Нарнии» и правда готовы отвечать за базар и собираются свернуть свою сагу после этого выпуска, нельзя будет не признать, что раскланяться у них вышло довольно элегантно.

В семействе многосерийных сказочных блокбастеров с картинками «Хроники» всегда были в положении такой младшей сестрички с легкими причудами, на которую посматривали этак искоса. Да, она хорошо училась, вежливо разговаривала, и гольфики у неё всегда были белоснежно чистыми — но что-то всё равно мешало полюбить её всей душой без оглядки, даже несмотря на её бесконечную правильность. Возможно, именно эта правильность и мешала, ибо «Нарния» никогда не упускала ни единого шанса эту правильность торжественно и многословно выложить всем сразу, и кто хотел, и кто не хотел послушать.

Постановщик первых двух частей Эндрю Адамсон действительно злоупотреблял нравоучительной интонацией — что в комплекте с его, скажем так, не самой выдающейся профессиональной квалификацией давало довольно трудно выносимые результаты. «Покорителем зари» же рулил новый постановщик Майкл Эптейд, англичанин-ветеран, перепробовавший, кажется, все возможные форматы кинопроизводства от телесериалов и документальных лент до жанровых картин и эпизодов в многосерийных франшизах. Здесь он поступает ровно так, как и положено делать хорошему ремесленнику, приглашенному продолжать не им начатое дело — уверенно держит темп и старается не мешаться под ногами у свойственных серии воспитательных посылов.

В этой части герои идут на бой сразу со злом в чистом виде, которое ещё и имеет привычку принимать именно ту форму, какой они сами больше всего боятся. При такой постановке вопроса количество назидательных высказываний понятным образом неумолимо растёт.

Чтобы победить зло в мире, надо победить зло в себе. Чтобы победить собственный страх, надо взглянуть ему в лицо. Вера — это главное, что у нас есть. Всё это говорится с экрана прямым текстом не один раз, но в исполнении Эйптеда вся эта педагогическая поэма почему-то не кажется чем-то назойливым, как это было у Адамсона. Скорее, Эйптед находит для этих слов такую интонацию, при которой они звучат со спокойным достоинством. Плюс он отчетливо понимает, что если приключения нужны только для закрепления воспитательного эффекта, это вовсе не повод делать эти приключения спустя рукава.

«Покоритель зари» сделан внятно и хватко — его поразительным образом сильно не портит даже то, что кульминационная схватка с морской змеёй почти один в один срисована со встречи «Чёрной жемчужины» с Кракеном из вторых «Пиратов Карибского моря». В общем, если нарнийскую лавочку действительно решили прикрыть, то даже жалко — ведь в ней только стало хоть сколько-нибудь интересно.

Вердикт Кочерыжкина — полезный блокбастер для детей и юношества

Рекомендуем почитать