В ролях: Уильям Моузли, Анна Попплуэлл, Скандар Кейнз, Джорджи Хейнли, Бен Барнс, Питер Динкледж, Серджио Кастеллито
Продолжительность – 144 м
Давно подмечено – когда режиссер во второй раз становится у руля дорогостоящей голливудской кино-франшизы, его творческий почерк проявляется в новом выпуске куда чётче. Так было в случае с «Людьми Икс», «Человеком-пауком» и даже, прости Господи, с «Фантастической четверкой»; также, уверен, будет этим летом с «Тёмным рыцарем» и вторым «Хэллбоем». Свежие «Хроники Нарнии» вызывающе выпадают из этого уравнения – каких-то существенных отличий от первой части здесь не найти. И в этом нет ровным счетом ничего хорошего.
Конечно, кой-какие изменения здесь всё же наблюдаются – в основном сюжетного и, так скажем, атмосферного толка. Та Нарния, в которую попадает четверка детей в этот раз, теперь не через шкаф, а с помощью волшебного рога, немного не похожа на ту идиллическую землю, которую они оставили – страну завоевал прагматичный народ тельмаринцы, и все волшебные существа теперь скрываются от завоевателя в лесах. Собственно, заменой главных злодеев (Белая Кодунья - в прошлый раз, желающий заграбастать трон в обход настоящего наследника лорд тельмаринцев в этот) разница почти исчерпывается. Всё остальное Адамсон выстраивает так же, как и в прошлый раз. Сначала много долгих и нудных разговоров, перемежающихся редкими шутками и парой-тройкой динамичных сцен, чтобы детки совсем уж не скучали; в финале масштабная битва, на которую брошены основные бюджетные средства. Сработало тогда – сработает и сейчас.
Удивительно тут в основном то, что Адамсон дирижирует «Принцем Каспианом» так, словно никаких четырех сотен миллионов, отваленных благодарным зрителем «Льву, колдунье и волшебному шкафу», не было и в помине. Если, к примеру, создатели «Пиратов Карибского моря» восприняли огромный успех первой части как индульгенцию творчески слететь со всяческой резьбы (и в результате перевыполнили план по сборам почти вдвое), то Адамсон работает предельно аккуратно, как наёмный работник, старающийся во что бы то ни стало сохранить за собой место – ни единого шажка в сторону, никакой самодеятельности, всё строго по продюсерским графикам. К тому же он, оказывается, совершенно не видит кадр – всё красивое, что есть в фильме, либо естественного происхождения (пейзажи тут совершенно волшебные), либо, наоборот, было нарисовано на компьютере. Сильно даёт о себе знать и анимационное прошлое Адамсона – как только в кадре появляется что-нибудь нарисованное, будь то говорящая зверюга или масштабный спецэффект, фильм сразу несколько оживает.
А вот с живыми актёрами беда – деревянных деток в главных ролях переигрывают все, кому не лень, вплоть до барсука и нарисованного мышиного воина. Справедливости ради отметим, что задача у них была не самая благодарная – полфильма с каменными лицами толкать преснейшим образом написанные (и отвратительно отдублированные) диалоги. Из прочих людей отличной работой похвастаться могут только Тильда Свинтон в коротеньком (слишком коротеньком) эпизоде, и Питер Динкледж, привносящий в изначально комическую роль гнома-ворчуна бездну возмущенного достоинства. Хотя о том, что эти двое – прекрасные артисты, мы в курсе итак, ибо давно их любим; Динкледжа в первую очередь за гениальную роль актера-карлика в «Жизни в забвении», а Тильду, ну, практически за всё. Терпеть пафосный, чрезмерно длинный и неповоротливый фильм, лишь изредка приходящий в себя с неожиданным вздрагиванием, только ради этих двоих совсем ни к чему. Третья часть, разумеется, уже запланирована. Там, правда, собираются сменить режиссера – так что надежда есть.
Вердикт Кочерыжкина – затянутый, тяжеловесный и невыносимо серьёзный блокбастер с качественными спецэффектами и редкими проблесками радости.