В ролях: Холли Госс, Мэтт Стокоу, Джемма Аткинсон, Люк Олбрайт, Райан Хоули
Продолжительность — 100 мин
У перевала Дятлова — отличный продюсер, этого не отнять. Ещё вчера эта история была известна только профессиональным любителям мистических загадок и прочего мракобесия — а сегодня, множество статей, форумов, сюжетов, публикаций и обсуждений спустя, выходит «Тайна перевала Дятлова», целый художественный фильм, посвященный фантазиям на тему стародавней истории.
Сразу о важном — да, ребята, тайну событий 1959 года в фильме Ренни Харлина вам не откроют; а то по некоторым глубоко разочарованным отзывам первых зрителей возникло впечатление, что рассчитывали как минимум на это. Давайте с порога определимся с понятиями — перед нами не историческое полотно, пытающееся восстановить картину загадочных событий, унесших жизни девяти советских туристов, а бодрая жанровая спекуляция на популярной теме, снятая в основательно поднадоевшей за последние годы манере стилизации под реальные съемки.
Сюжет тут такой — американские студенты получают грант на съемку документального фильма о перевале Дятлова, собирают группу, едут в Россию, идут по следам дятловской группы, и... Структурно «Тайна» выдержана точно так же, как и, к примеру, недавняя «Запретная зона», и ещё миллион подобных картин — первые минут пятьдесят студенты общаются и намечают узор взаимоотношений в группе, потом начинаются загадки, мотания камерой и вопли «О боже, что это было?» минут на двадцать, а в последние минут десять героев приходят есть.
Но, как говорилось в великой картине «Настоящая любовь», есть и нюанс. Во-первых, «Тайна перевала Дятлова» наглядно демонстрирует — стилизованная любительская съемка стилизованной любительской съемке рознь; когда за неё берётся борзый новичок, (тщетно) маскирующий этим приёмом полное собственное неумение адекватно снимать кино, это одно, а когда кинорежиссер с тридцатилетним стажем за плечами — это совсем, совсем другое.
А во-вторых, «Тайна», при всех понятных возражениях по поводу сценария (главное — меньше надо было «Остаться в живых» смотреть), сочинена не без некоторого изящества. Предлагаемая авторами российско-американского проекта версия событий не только довольно остроумно вписывает перевал Дятлова в мировую сокровищницу неразгаданных тайн, но и подселяет в уральские горы по-настоящему здорово придуманную разновидность кровожадного зла — про такое зло я бы с радостью посмотрел отдельный нормальный хоррор без спекуляций на горячо обсуждаемых темах, что-нибудь а-ля «Спуск», например.
К тому же «Тайна перевала Дятлова» вписана в абсолютно настоящую, живую российскую реальность — участие в проекте Александра Роднянского и «Фонда кино» не прошло даром. В частности, в фильме есть совершенно упоительный сюжет телекомпании «Россия 24», привязанный к событиям фильма, от которого абсолютно все телевизионщики должны расплакаться горячими слезами нестерпимого профессионального счастья.
В общем, «Тайна перевала Дятлова» в очередной раз доказывает простую кинематографическую истину. Не бывает однозначно сомнительных тем, сюжетов и практик — один сценарист с парой интересных идей в башке и один режиссёр с глазами на нужном месте вполне могут превратить любую предполагаемую залепуху во вполне смотрибельное кино.
Вердикт — вполне пристойный скромный ужастик, отчаянно спекулирующий на популярной теме, но так, что хочется ему это простить