Главная
>
Статьи
>
Запретная зона / Chernobyl Diaries

Запретная зона / Chernobyl Diaries

28.05.2012
27

Режиссер – Брэд Паркер

В ролях: Джонатан Садовски, Девин Келли, Джесси МакКартни, Оливия Дадли, Нэйтан Филлипс, Ингрид Больсо Бердаль, Дмитрий Дьяченко

Продолжительность – 88 мин

Издержки профессии – периодически накатывающая необходимость раскатывать на простыню цельного текста самодостаточную и предельно простую мысль «Господи, ну и дрянь!» Художественный фильм «Запретная зона» - именно такой случай, причем случай, можно сказать, классический.

«Зона» - проект активного гражданина Орена Пели, человека, осчастливившего весь мир сериалом про «Паранормальное явление». После феноменального успеха первого «Паранормального» его, видимо, держат за специалиста по тому, как провернуть ужастик за копейки, чтобы некисло на этом заработать. Про «провернуть за копейки» идея у Пели была дельная, хотя и ни для кого на одной шестой части суши не новая – смотаться в зону отчуждения в Припять и снять там кино про то, как сунувшихся туда румяных американских туристов за обе щеки уплетают радиоактивные мутанты.

Идея хоть и обсосанная тысячу раз, что в продолжениях, что в ремейках картины «У холмов есть глаза», но сама по себе дельная – особенно в свете того, что в той же Припяти натура для ужастика сама на ловца бежит. В «Запретной зоне», однако, кроме означенной натуры смотреть абсолютно не на что. Лениво придуманное и как попало исполненное, это кино, по-видимому, делалось людьми, искренне предполагающими, что «хоррор» - это когда камера всё время трясётся и ни бельмеса не разглядеть.

 Абсолютно всё важное - за исключением той же натуры, в чем заслуги авторов нет совершенно, как мы все прекрасно понимаем - для грамотного и эффектного хоррора в «Запретной зоне» выполнено образцово бестолковым образом. То, что вместо персонажей нам достаётся набор типажей, в принципе, приём для жанра не новый – но практически все намечающиеся между этими типажами конфликты в конечном итоге совершенно не влияют на то, при каких обстоятельствах и в каком порядке они покидают этот бренный мир. (Первым, скажем, сходит с дистанции единственный более-менее здравомыслящий участник процессии). Более того, в финале авторы разыгрывают для немногочисленных выживших развязку, бесстыдно подсмотренную в «Ночи живых мертвецов» Ромеро – с поправкой на то, что у Ромеро получалась развязка, полная удушающего трагизма, а в «Зоне» это кажется прощальной мерзкой шуткой авторов над собственными героями.

Разница ясна – Ромеро, снимая своё черно-белое кино про зомби, хотел поговорить о чём-то ещё и помимо зомби. Любой мало-мальски удачный хоррор всегда был метафорой чего-нибудь – сексуальных желаний, страха иного и так далее. У сценариста Пели и режиссера Паркера же мутанты жрут туристов без всякой сверхзадачи. Даже смешная параллель с финалом стихотворной сказки местных умельцев «Жид-вампир» (где местные силы более-менее зла в финале объединялись против самовлюбленности и агрессивной ограниченности заходивших на огонек туристов из Сэ Шэ А), вполне тянущая на ключевую идею – мол, не суйтесь, дети, куда не надо – и та авторами полностью игнорируется.

Да что там, они даже плюют на такое незыблемое правило хорошего хоррора, как освященное традицией право любого зла на финальный крупный план. Мутантов в «Зоне» нам в буквальном смысле слова не покажут ни разу – будут только темные фигуры в коридорах, непонятные шевеления в углу кадра и размытые пятна лиц, среди которых истерично мечется неспособная успокоиться камера. То есть, полный провал по всем статьям, чудовищное преступление против кодекса жанра – вот что такое «Запретная зона».

 Вердикт Кочерыжкина – абсолютно никчемный ужастик, бездарная трата отличной локации

Рекомендуем почитать