Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы ужасов Ренни Харлина

Топ 5: фильмы ужасов Ренни Харлина

27.02.2013
3

На днях на наши киноэкраны выходит картина о тайнах перевала Дятлова — правда, никаких ответов на старую загадку, до сих пор будоражащую половину страны, в ней не найдётся. Скорее, там будет весёлое кровавое разбирание очередных симпатичных американских студентов, сунувшихся в очередную проклятую глушь — и вряд ли что-то ещё.

Вопрос, впрочем, не в этом — а в том, что для многих зрителей, запомнивших имя Харлина, оно ассоциируется скорее с боевиками, нежели с ужасами. Действительно, среди наиболее известных работ урожденного Лаури Мауритца Харьолы — полагаю, в первую очередь второй «Крепкий орешек» и «Скалолаз» со Сталлоне. Меж тем, Харлин активно занимался и хоррорами — и сейчас мы разберёмся в том, какой след ему удалось оставить в истории этого жанра.

Тюрьма

Вторая картина молодого финна (первая была про то, как отдыхающий в Финляндии сын Чака Норриса — актёр, конечно, не герой — случайно вторгается через границу в Совесткий Союз), атмосферный мелкобюджетный хоррор про дух казненного на электрическом стуле, который возвращается в свою старую тюрьму, чтобы отомстить своим обидчикам. В главной роли заключенного, водящего дружбу с потусторонним сокамерником — молоденький Вигго Мортенсен. Фильм мало кто видел — но зато в числе тех, кто видел, был, например, Уэс Крейвен, на которого тюрьма произвела достаточное впечатление, чтобы пригласить юного финна на его следующую работу,

Кошмар на улице Вязов-4: Повелитель сна

... а именно в четвертую часть «Кошмара на улице Вязов». Принято считать, что именно с четвёртой части «Кошмар» потихонечку поехал в сторону самопародии, а вечный злодей Фрэдди Крюгер стал понемногу превращаться из страшилища из кошмаров в бодрого комического персонажа с нескончаемым набором макабрических шуточек. Впрочем, очевидной визуальной энергии у «Повелителя снов» не отнять — к тому же он довольно внезапно стал самым успешным на тот момент выпуском сновидческого сериала, что и позволило «Кошмару на улице Вязов» продолжиться ещё минимум тремя сериями.

Глубокое синее море

Это кино про неожиданно поумневших акул Харлин сделал уже в должности бывшей большой надежды Голливуда — после успешных «Крепкого орешка-2» и «Скалолаза» ему дали много-много денег на пиратский опус «Остров головорезов», а тот возьми да и утони на месте. «Глубокое синее море» — возврат к картинам со скромным бюджетом, и, возможно, самый наглядный пример фирменного людоедско-весёлого подхода Харлина к материалу; когда во главу угла ставится не атмосфера, и не персонажи, и не их взаимодействие, а исключительно оголтело-разудалое их уничтожение путём имеющейся в сюжете нечисти. Воспринимать «Глубокое синее море» всерьёз категорически не рекомендуется; а вот людоедская комедия с периодическим расчленением из него выходит вполне неплохая.

Изгоняющий дьявола: Начало

Номер из серии «Харлин и классика», привычно ненормальный. Изначально приквел к знаменитому фильму Уильяма Фридкина заказали Полу Шредеру, человеку, написавшему, среди прочего, «Таксиста», «Бешеного быка» и «Последнее искушение Христа» — а когда предоставленная им картина не устроила студию своей глубиной и мрачностью, Харлина позвали добавить картине живости. В результате получился престранный гибрид — из наведённого Шредером мрачноватого религиозного морока периодически весело выскакивали харлиновские компьютерные демоны. Критика фильм разругала, франшизу на этом благополучно похоронили, а Шредер через пару лет выпустил собственный авторский вариант. А Харлин торжественно продолжил свой крестовый поход по одариванию этого мира бодрыми жанровыми фиговинами — вроде приведенных ниже.

Охотники за разумом / Сделка с дьяволом

Да, две последовавшие за «Началом» работы режиссера не очень-то тянут на хоррор (одна скорее психологический триллер в формате «Десяти негритят», другая — мистическая колбасня про школьников, опередившая бесконечные «Сумерки» и «Прекрасные создания») — но кумулятивно в них наберётся достаточно грязи и крови, чтобы вместе проканать за один случай нормального ужастика. Причем в обоих случаях Харлин выступает в качестве такого адского церемониймейстера — связность сюжета побоку, главное накрутить побольше динамичного и кровавого безумия, и всем будет хорошо. В «Охотниках» и «Сделке» получается вполне — завтра узнаем, насколько получилось в «Перевале».

Рекомендуем почитать