Осенью и декабрьской как-бы-зимой мы с вами пережили традиционный наплыв антрепризных «чёсовых» спектаклей, а также увидели несколько популярных и действительно любопытных вещиц вроде «Саломеи» Романа Виктюка или «Есенина» Сергея Безрукова.
Местные театры трудовых рекордов не били, оттого и премьер в первой половине сезона не так чтобы много. В театре на правом берегу сменились административные власти, а власти творческие вновь собирали богатый урожай с режиссерских лабораторий. В театре на левом берегу наконец-то перестали переживать о будущем и, по слухам, уже планируют на осень шумную вечеринку по случаю открытия нового здания. Театр кукол живет своей, скрытой от глаз, но любопытной жизнью, а также надеждами реализовать хотя бы часть от задуманных планов. Музыкальный театр с деланной бодростью продолжает строительство шоссе в никуда, театр оперный же пустился в рискованные эксперименты с формой. Итак, по порядку.
«Эстроген»
Этот пластический спектакль Натальи Шургановой стал отличной иллюстрацией к тезису, что каждый должен заниматься своим делом: драматические актеры — играть в драматических постановках, хореографы — заниматься хореографией, режиссеры — ставить пьесы, а драматурги — эти самые пьесы писать. Если же первые вдруг переквалифицировались в танцоров, вторые и третьи едины в лицах, а четвертых вообще отчего-то не пригласили, получается вот такая штука. «Слушай, а почему мы вообще сейчас аплодировали? Банальщина же», — недоумевал после спектакля какой-то зритель, помогая жене надеть пальто. Банальщина, но кассовая.
«Кеды»
Работа молодого режиссера Ивана Орлова, посвященная великовозрастным оболтусам эпохи инди-рока, клубных тусовок и модных кепок, попала в репертуарную ловушку. Детям наблюдать за прожигателями жизни еще рановато, взрослым людям такое вообще вряд ли придет в голову, а молодежь — одногодки персонажей, мыкающихся от отсутствия цели в жизни — заполнить своими телесами зал не в состоянии. Спектакль при этом получился дельный и вполне симпатичный, жаль, что исполнитель главной роли неожиданно сменился...
«Летучая мышь»
Говорят, что некоторое время назад в (тогда ещё) Театре музыкальной комедии уже ставили знаменитую оперетту Иоганна Штрауса, и та постановка пользовалась у публики успехом. Если вы дорожите чувствами ветеранов зрительского цеха, ни в коем случае не позволяйте им посещать новодел за режиссерским авторством Вячеслава Цюпы; по крайней мере, родители мои пришли в тихий ужас. Пестрый творческий винегрет из неоднозначных сценических решений и эксперименты с музыкальным оформлением превратили спектакль в несмешную и дурновкусную поделку.
«Костюмер»
Классический спектакль от Олега Рыбкина, крепко сбитый и с хорошими актерскими работами, поданными крупным планом. Пожалуй, тот самый случай, когда возраст в момент просмотра играет важную роль; при несомненном эстетическом удовольствии от театрального зрелища, сопереживать героям лично у меня так и не получилось. Тем не менее, пафос этой истории о том, как сосредоточенные исключительно на себе люди не замечают самого важного, требует обязательного осмысления.
«Кармен»
После знакомства с оперно-балетным творением Сергея Боброва и Юлианны Малхасянц пребываешь в каком-то растерянном недоумении — и не только потому что, как заметили в комментариях пользователи, «когда оба Хозе по очереди убили своих Кармен, это имело комический эффект». В постановку явно замышлялось закачать столько страсти — жгучей, пульсирующей, телесной страсти — что совершенно неясно, куда она в итоге испаряется и отчего происходящее радует лишь визуально, но не эмоционально.
«Метель»
Забавный, затейливо поставленный анекдот, который в придачу ещё и сыгран с беззаботной легкостью творческого капустника. Сентиментальность здесь намеренно вытеснена иронией и комической экспрессией. Рекомендовано для школьников, по какой-то причине решившим не читать повести Белкина.
Приключенческая сказка в черно-зеленых тонах с неожиданным финальным выходом на сиквел. Спектакль порадовал необычной сценографией и приятным музыкальным сопровождением плюс напомнил о необходимости пересматривать старые советские мультфильмы. С другой стороны, здесь же проявилась беда многих молодых режиссеров — неумение выкристаллизовывать из множества классных идей пару-тройку и концентрироваться на них, чтобы не получалось «всего понемножку».
«Щелкунчик, или тайна ореха Кракатук»
Неожиданно приятная новогодняя сказка на новый лад — с мышами, поединками и песнями, но, к сожалению, очень зависимая от конкретного подбора артистов, коих там целых три состава.
«Чук и Гек»
Рецензию на этот спектакль ожидайте в грядущем году, тем паче что в январской афише декабрьская премьера отчего-то не значится. Кукольный театр с его масонской таинственностью поостерегся даже публиковать фото постановки на своем сайте, поэтому, как говорится, просто оставлю это здесь как напоминание.