Главная
>
Статьи
>
«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина

20.12.2013
0

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. ПушкинаХулиганский не-мюзикл, 1 час 50 минут, большая сцена, 6+

Новогодние праздники драматический театр встречает большим музыкальным спектаклем по знаменитому роману Роберта Л. Стивенсона. Огромный потенциал этой постановки реализован хорошо если вполовину; впрочем, и того, что есть, достаточно для приятного погружения в пиратскую романтику.

Говорят, что спектакль создавался с прозаического листа, без оглядки на уже существующие инсценировки романа; популярная история в версии режиссера Артема Терехина обзавелась сразу двумя Джимами Хокинсами, оригинальным финалом и некоторыми сюжетными вывертами по ходу повествования. Тем не менее, в постановке ощущается сильное влияние незабвенного творения «Киевнаучфильма», откуда некоторые сцены и типажи оказались списаны почти целиком. Осознанно или нет — вопрос другой; в любом случае, вряд ли для современного поколения детей сработает эффект узнавания, поэтому можно говорить, что Терехин в некотором роде освежил классику отечественной мультипликации. Иное дело, что сама структура спектакля прямо-таки взывает к коллективной памяти маленьких зрителей, которой вполне может на месте не оказаться.

Начинается все с того, что на сцене появился элегантный «взрослый» Джим в исполнении Дмитрия Боркова и отчего-то (отчего именно — станет ясно в самом конце) решил пересказать авантюру своей юности. Дальше уже традиционно: одинокий Джим Хокинс (Станислав Линецкий) проживает в трактире «Адмирал Бенбоу», куда в какой-то момент заявляется старый пират с таинственным сундучком. Потом по его душу прибывают другие подозрительные личности, в том числе страшный Слепой Пью с крючковатой тростью, начинается какая-то возня вокруг сундука, минуте на двадцатой впервые говорится о карте, а под занавес первого действия герои отплывают-таки из Бристоля навстречу приключениям. Долгое до избыточности раскручивание сюжета простят уже знакомые с ним люди, но сложно судить, как к этому отнесутся дети, никогда не прятавшиеся в условной бочке из-под яблок «как Джим», чтобы подслушать разговоры взрослых. На письмо сквайра Трелони о наеме корабля и знакомстве с Сильвером, например, отведено примерно столько же времени, сколько и на первую встречу Хокинса с Беном Ганом, и следствием такого уравнивания разных по важности элементов становится крайне неровный темп всего спектакля.

Напротив, несомненный успех постановки — это её музыкальная и хореографическая составляющие. Первая обеспечена живым бэндом из двойников Хокинса, то и дело наигрывающих на контрабасе и настукивающих на ударных что-нибудь залихватское; правда, иногда музыканты просто подолгу наблюдают за происходящим из глубины сцены. В иных случаях в дело вступает женский хор (Мария Алексеева — Анастасия Медведева — Ольга Белоброва — Екатерина Мишанина) и могучая Калипсо (Наталья Горячева), которые своими русалочьими напевами придают расползающейся под пальцами материи спектакля и живость, и необходимую плотность. Что же касается хореографии (за эту часть в постановке отвечала Наталья Шурганова), то именно пластическим решениям спектакль обязан многим своим запоминающимся эпизодам, начиная от безумной пляски Виктора Лосьянова в обличии Билли Бонса и заканчивая решающим походом пиратской вольницы за сокровищами — сценой, которая удержит спектакль на плаву даже в семибальный шторм.

«Остров сокровищ» в Красноярском драматическом театре им. А.С. ПушкинаМеханика действия насыщена множеством декоративных решений разной степени очевидности. Какие-то из них весьма дурашливы, и потому выглядят легко и свежо: так, например, осада форта напоминает детскую игру, поскольку джентльмены прячутся за зеленым пианино, а пираты вместо ядер обстреливают их «сердитыми птичками». Другие же режиссерские ходы не доводятся до конца, чем скорее усложняют, чем украшают постановку — скажем, историю Бена Гана зачем-то сопровождает кукольный спектакль. Над чем-то предстоит поразмыслить отдельно: так, когда погибает Слепой Пью, проваливаясь в тартарары, вверх взмывает маленький белый шарик, и это кажется неожиданно и остроумно. Однако в момент объяснения Хокинса и Израиля Хенкса такие шарики наполняют небо; что это — погубленные пиратом души? мертвые матросы, павшие в битве за сокровища? просто симпатичный эффект, сопровождающий нравоучительную беседу?

Наконец, удивительная штука происходит с персонажами, поскольку второстепенные герои — тот же Хенкс (Иван Янюк) или юный Дик (Сергей Даниленко) кажутся и смешнее, и интереснее, и в целом проработаннее, чем герои первого плана, включая самого Долговязого Джона Сильвера. Владимир Абакановский в этой роли, вероятно, еще не до конца освоился со своим костылем, и на управление этой штуковиной тратит львиную долю своей харизмы. А ведь у него серьезные конкуренты, и если Сильвер позволит себе слабину, то в коварном судовом коке ребята увидят лишь копию Джека Воробья.

В любом случае, новенькой «Эспаньоле» и её экипажу ещё предстоит поскитаться по гостеприимным залам городских дворцов культуры, расплескивая по их высоким потолкам бутлегерские мелодии и зеленоватый свет. Команда попривыкнет к судну, и тогда уже можно будет решать, стоило ли золото Флинта тех усилий, которые были потрачены на экспедицию за ним.

Но, простите, крик души — как же можно было забыть про попугая?!

фото: new.sibdrama.ru

Рекомендуем почитать