Главная
>
Статьи
>
"8 миля"

"8 миля"

13.03.2003
4
111 минут, режиссер Кертис Хэнсон
США, 2002 год.

8 Миля.

"I'm just playing, America, you know I love you".
финальная строчка из песни "White America", сборник "The Eminem Show"


Я памятник себе воздвиг нерукотворный... В последнее время принято увековечивать себя не в бронзе, а на кинопленке, играть как бы самих себя в как бы автобиографических картинах. Когда-то давно, в 1957, дорожку проторил Элвис, сыграв молодую звезду рок-н-ролла Дика Риверса, а, в общем-то, самого себя в "Loving you". Из совсем недавних шедевров а-ля "про себя, любимого" - "Glitter" с Мэрайей Кери и, простите, забыл название, что-то с Бритни Спирс. Вот и Эм не удержался, рванул в актеры. Но, справедливости ради, скажем, идея была не его. Говорят, продюсер "Игр разума" Брайан Грейзер и глава Interscope Records Джимми Йовин давно подумывали сделать какую-нибудь сагу о хип-хопе, да все не могли найти достойный персонаж. Выбор был сделан на церемонии вручения MTV Video Music Awards-2000, где Эминем был главной звездой, и вокруг него бушевали толпы фанатов. Так и появилась на свет история белого рэппера Джимми с оригинальной фамилией Смит.


8 Миля. Кадр из фильма

8 миля - хорошо знакомое жителям Детройта обозначение городской границы: с одной стороны - богатые белые, с другой - бедные черные. Джим Смит, по прозвищу Рэббит (Кролик) - белый, но живет в черном квартале, работает на черном заводе, дружит с черными парнями. Несмотря на то, что он белый, у Кролика уже есть репутация неплохого рэппера, по выходным он частенько участвует в клубных соревнованиях "чтецов". (Такое странноватое, мягко говоря, мероприятие: пара мальцов под музыку в стихах поливает друг друга грязью на виду у громадной толпы. Потом толпа, по каким-то одной ей видимым причинам, решает, кто круче.) Но все-таки Джимми по уши в ....нём самом: жить негде, поэтому пока кантуется в трейлере у мамаши-алкоголички, которая больше беспокоится о своем любовнике, чем о нём; машину при расставании пришлось отдать подружке, которая, типа, залетела; на заводе гнобят; рэп - и тот не всегда дают спокойно читать. На улицах - ветхие дома, по улицам - ветхие машины, грязь, нищета, ноль перспектив. Одна радость, есть друзья, которые всегда помогут и поддержат: "Кролик, да ты просто гений!" Его будут бить - и не раз, предавать - и не раз. Сможет ли этот голубоглазый симпатяга добиться чего-нибудь, разберется ли, на самом деле у него талант, или его дружки просто гонят в надежде на халяву, которая им непременно обломится, если у Кролика что-нибудь выгорит?


8 Миля. Кадр из фильма

В общем, очень оригинальный сценарий. Количество неожиданных поворотов в сюжетной линии - 0. Если в начале Джимми освистывают на рэпперских соревнованиях, то потом он обязательно всех сделает. Мерзкий ниг... афроамериканец, не дающий проходу на заводе, потом обязательно похлопает Джимми по плечу, и скажет: "Все в порядке, парень!". Короче, понятно, что все, что в начале было хреново, потом, через многочисленные тернии, закончится звездным "мультиплатиновым" настоящим. Так что ценность сего шедевра не в сюжетных поворотах, тем более что предвкушаемого кульминационного звездного настоящего нам не покажут. Уверен, так или иначе, большинство зрителей, идущих на "8 милю", всяко что-нибудь слышали об Эминеме, - в противном случае этот культпоход теряет много процентов смысла: смотреть почти двухчасовую рэпперскую драму, даже несмотря на неожиданно хорошую игру главного героя, без бэкграунда было бы скучновато. А вот зная, что этот порядочный трудолюбивый талантливый драчун (именно таким Эм предстает в фильме) таки вдзрючил по первое число пресыщенную Америку (...и чопорную Великобританию: во время гастролей Эминема даже консервативный политический журнал "The Spectatоr" вышел с его фотографией на обложке, и далекую Россию, и... список можно продолжать) - вот тогда это кино смотрится под другим углом и с гораздо более ощутимым удовольствием.


8 Миля. Кадр из фильма

Насчет того, насколько кинолента автобиографична, можно судить по репликам Эминема: "Сходство есть, потому что я сидел со сценаристом Скоттом Сильвером и рассказывал ему случаи из своей жизни. Они были использованы в фильме - иногда в точности, как это было на самом деле, иногда немного иначе". Согласно многочисленным интернетовским легендам, он, действительно, с 12 лет жил в этом грязном Детройте, в трейлере, в квартале, где кроме них белыми были только два сумасшедших байкера. Его, и правда, били, и били сурово: один раз после драки привезли в больницу, где он провалялся в коме около 5 дней (по другим данным - 10). Не знаю насчет завода, но сезонным рабочим, официантом и даже поваром ему доводилось бывать - говорят, в девятый класс после пяти пересдач переводных экзаменов его так и не приняли, и ему пришлось работать, вняв маминой рекомендации: "Помоги мне оплачивать счета, или же я выкину тебя из дома". И соревнования рэпперов тоже не выдумка, он принимал в них участие ещё со школы. На мой взгляд, единственный момент в фильме, который не вписывается в известную миру биографию Эминема - это его отношения с матерью. В жизни они конкретно не ладили и не ладят. Это заметно, начиная с текстов его песен (You selfish bitch, I hope you fuckin' burn in hell for this shit. Remember when Ronnie died you said you wished it was me? Well, guess what, I am dead. Dead to you as can be.)*, заканчивая реальным судебным процессом: Дебби Матерс-Бриггс, мать Эминема, выдвигала против своего 26-летнего сына иск, надеясь срубить с разбогатевшего отпрыска 10 миллионов долларов. Этой суммы как раз должно было хватить маме на компенсацию морального ущерба, который нанес ей нерадивый сын своими многочисленными интервью, создав бедной женщине образ наркоманки и бродяжки. В фильме же, несмотря ни на что, видно, что Кролик любит свою слабую, затюканную жизнью и собственной глупостью истеричную алкоголичку маму. Любит, как часто любят все дети своих неблагополучных родичей, - не "за что", а "вопреки". В роли мамы блеснула моя самая любимая из старой гвардии женщина-звезда Ким Бессинджер. Убедительная из неё вышла алкоголичка: Ким хорошо сыграла, не побоялась этой неэффектной для женщины роли. (Думаю, что на роль актриса согласилась не из уважения к творчеству Эмма, а из уважения к режиссеру Кертису Хэнсону, снявшему фильм "LA Confidential" ("Секреты Лос-Анджелеса"), в котором она тоже снималась и наконец получила свой долгожданный "Оскар"). Кстати, простите мне мое физиологичное замечание, но с тыльной части Ким сохранилась просто блестяще! (...Да и с фасада она по-прежнему, даже в роли алкоголички, напоминает ту Ким из "9 1/2 недель", по которой заслуженно умирали мужчины). Неудивительно, что после "8 мили" тут же поползли слушки о романе Эма с Ким. "Я знаю, как рождаются сплетни, - сказал Эминем по этому поводу. - Если меня видят в общественных местах со знаменитостями женского пола, значит я их трахаю. Позволь тебе сказать: жаль, что я не трахаю всех, кого мне подкладывает пресса. Я очень уважаю Ким Бэссинджер, я думаю, она действительно милая и красивая. И это все, что я хочу сказать. А что касается того, что мы вместе, так это неправда, хотя я был бы не против".

Есть ещё один любопытный момент. Смотря "8 милю", можно неожиданно (держитесь за стул) что-нибудь понять о природе рэпа! Вот если индийцы, например, свои национальные песни-пляски осуществляют в минуты радости, как правило, до или после акта любви, то рэп случается в прямо противоположные моменты. Индийцы в эти минуты бежали к своим богам просить помощи, а чернокожие американцы начинали иронизировать, изливая свои революционные настроения в четких речитативных напевах, - спасибо темпераменту и врожденному чувству ритма. Показательна в этом смысле одна сцена: рабочие завода стоят в очереди, получают бесплатную еду, что ли, и тут один из них, ни с того ни с сего - прямо хоть броневик подавай: "Товарищи, что-то меня душит мой образ жизни. Эта работа, эта очередь, эта нищета кругом, - я не могу, я задыхаюсь!" (Вольный нерифмованный перевод с рэпперского.:)) И главное, все так внезапно, безо всяких видимых причин, но очень ритмично и складно! Эта складность меня поражала на протяжении всего фильма. Оказывается, настоящий рэп - это когда вот так, на ходу, рифмы с пылу с жару. Нет, домашние заготовки, конечно, приветствуются, но бывали моменты, когда поэтическая муза явно посещала героя совсем незадолго до того, как он начинал открывать рот.

В общем, в фильме две фишки: рэп и Эминем. Рэп начинается с первых секунд фильма, поэтому если вы категорический противник этого песенного жанра, путь на "8 милю" вам заказан. А Эминем... Звезда рэпа очень уверенно чувствует себя на актерском поприще. 30 летний наркоман, дебошир и матерщинник, на котором висят два "условных" срока, Эминем до невозможного убедителен в роли чуткого брата, порывистого тинэйджера и талантливого парня с внутренним стержнем. Я думаю, это его не последняя роль в кино.


* строчки из песни "Cleaning out my closet", в которой он обращается к матери: "Ты, эгоистичная сука, я надеюсь, ты сгоришь в аду за все это дерьмо. Помнишь, когда Ронни умер, ты сказал, что хотела бы, чтобы это был я? И знаешь, а я ведь мертв. Я мертв для тебя".

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать