Задач больше, чем обычно
Для Красноярского края, огромная часть территории которого относится к Крайнему Северу, навигация чрезвычайно важна. Только благодаря водному транспорту и тщательно спланированному северному завозу удается доставлять на Таймыр, в Норильск и Дудинку уголь, топливо, горюче-смазочные материалы, продукты и всё, что можно назвать товарами первой необходимости.
Ежегодно с непростой задачей отлично справляется основной грузоперевозчик — «Енисейское речное пароходство» (ЕРП). В распоряжении судоходной компании более 400 единиц флота. За период навигации речники перевозят по несколько миллионов тонн грузов, а конкретно в планах на 2022 год — доставка более 3 млн тонн. Причем, помимо стандартных грузов, необходимых для жизнеобеспечения, ЕРП будет перевозить материалы сразу для нескольких крупных инвестпроектов, которые сейчас реализуются на Севере.
«В этом году у нас ожидается непростая производственная программа. Она сформирована с большим ростом по отношению к прошлому году. В основном это направление Красноярск-Дудинка, по которому мы перевезем порядка 2,5 млн тонн грузов, в том числе для обеспечения инвестиционных проектов предприятий „Норникеля“, Черногорской ГРК, а также для реновации Норильска. Помимо этого, мы планируем пойти на Енисейский залив для обеспечения материалами проекта „Восток-Ойл“ компании „Роснефть“, будем работать по морским направлениям. Традиционно мы займемся и перевозкой леса. Пойдем во все притоки: Подкаменная и Нижняя Тунгуска, Ангара, Большая Хета», — рассказала генеральный директор «Норникель-ЕРП» Ольга Ксанф.
Качественная подготовка — залог успеха
Когда на реках встает лед, работа речников не заканчивается. Сразу после завершения навигации начинается подготовка к следующему сезону. За прошедшую зиму на ремонт и обновление судов «Енисейское речное пароходство» направило свыше 700 млн рублей.
Особо подготовились к новым для компании условиям работы в морских районах, рассказал исполнительный директор ЕРП Евгений Грудинов:
«За зиму проделана большая работа по ремонту судов, их восстановлению и модернизации. Три наших буксира и баржа переоборудованы для присвоения морского класса „М-ПР“, ещё четыре баржи грузоподъемностью 3 тысячи тонн переклассифицированы в разряд „М“ (морские районы классифицируются по разрядам в зависимости от их ветро-волнового режима — прим. ред.). Помимо этого, нами заказана партия из 10 барж морского класса на Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе. Первая из них будет спущена на воду уже в июне».
Судоходство на Енисее ждет развитие
Еще одно важное событие навигации 2022 — старт трехлетней программы по увеличению габаритов судовых ходов. Для этого предварительно проведут дноуглубительные работы, которые позволят вернуть три гарантированных метра глубины. Такой параметр русло Енисея имело в советские времена, но позже он был снижен, а это ограничивает возможности речников. Другой план развития судоходства на Енисее предполагает ежегодную замену технического флота вплоть до 2030 года.
«В этом году мы получаем два совершенно новых изыскательских теплохода с уникальным оборудованием большой степени точности, а также два технических путейских теплохода, которые пойдут работать в северные районы, — сообщил руководитель ФБУ «Администрация „Енисейречтранс“ Владимир Байкалов. — Хочу пожелать всем судоходным компаниям безаварийной навигации. У нас большие планы по перевозкам, работы добавится, а если есть работа — будет и развитие флота!»
И действительно, как минимум на несколько лет вперед флот Енисея обеспечен не только стандартной работой, но и дополнительной. Для этого есть контракты, ресурсы, возможности.
Самое главное, что за счет навигации продолжат выполнять важнейшие социальные и экономические задачи, и препятствий для этого нет. Напротив, планы у речников амбициозные. А тем временем уже ведется погрузка первого каравана, который после майских праздников отправится на Подкаменную Тунгуску.
Фотографии предоставлены компанией «Норникель»