«Лидеры России» — это открытый конкурс для руководителей нового поколения, который дает возможность получить грант на развитие своих инициатив и войти в состав привилегированного сообщества лучших управленцев страны. Главная задача конкурса — поиск наиболее перспективных и талантливых управленцев со всей страны. Конкурс проводится с 2017 года и за это время его участниками стали более полумиллиона человек. Финалисты получили образовательные гранты в 1 млн рублей на любое образование в пределах России. Во всех треках (направлениях) конкурса, кроме студенческого, могут участвовать желающие от 18 до 55 лет. В студенческом — студенты вузов и аспиранты до 25 лет или те, кто закончил учебу не более двух лет назад.
«Подать заявку посоветовал начальник»
В конкурсе «Лидеры России» я участвовала не один раз. Всё началось с того, что однажды начальник (я работала в компании «Искра») отправил мне ссылку на регистрацию и сказал: «Это мероприятие для тебя». Я тогда вообще ничего про этот конкурс не знала, но раз начальник сказал — я ему доверилась.
В конкурсе несколько этапов. Сначала все проходят заочный: в нем тесты на обработку вербальной информации, на общую грамотность — знание русского языка, истории, обществознания, есть и управленческий тест на оценку человеческого потенциала и другие. Потом все записывают интервью, и те, кто прошли заочный этап, переходят в очный — а уже оттуда победители выходят в финал.
В первый год я даже не вышла из заочного этапа и онлайн-тестирования. Но я продолжала участвовать, каждый год продвигалась все дальше и дальше, и только на четвертый год у меня все получилось.
Я такой человек, что всегда иду до последнего, если есть возможность. Для меня промежуточные неудачи на пути к цели — это просто опыт, не более того. Еще мне помогло «не забить» то, что к конкурсу присоединился мой муж. И у нас появились общие знакомые-участники, мы следили за тем, кто до какого этапа прошел — и так сформировался некий локальный интерес, соревновательный момент, и это помогло двигаться дальше. Плюс, конечно, муж меня поддерживал, это тоже усиливало мотивацию.
«Прокачивайте навыки и повторяйте школьную программу»
Как это ни удивительно, но для меня самым сложным оказались вопросы по школьной программе. К сожалению, в школе я была не самым лучшим учеником, и все, что касалось тестирования на знание русского языка и истории, вызывало проблемы. Надо было знать очень многое и осваивать это пришлось в короткие сроки. Я нашла выход — купила школьную программу в кратком изложении и выучила ее. Когда начинаешь читать — волей-неволей вспоминаешь, что рассказывали на уроках.
- «Наука».
- «Бизнес и промышленность».
- «Государственное управление».
- «Здравоохранение».
- «Культура».
- «Информационные технологии».
- «Международный» — для иностранцев.
- «Студенческий» — для студентов.
Что касается заочного этапа, я могу дать совет проходить похожие тесты на обработку больших данных. И когда наступит само тестирование, ты уже будешь знать, что тебя ждет.
Компании, в которых я работала на тот момент, очень много вкладывали в оценку человеческого потенциала, в развитие компетенций. У меня в рамках работы были индивидуальные планы развития. Я понимала, в чем мои сильные и слабые стороны, знала, что мне надо прокачивать, какие навыки. По окончании конкурса каждому выдаются рекомендации, что надо улучшить. И эти рекомендации совпали с моими профессиональными потребностями. И получилось, как в институте, когда сначала на лекции ходишь, потом сдаешь экзамен: так и здесь конкурс стал моим практическим экзаменом.
Выиграть в четвертом сезоне мне помогла регулярность: я приходила на конкурс, получала обратную связь, уходила на доработку и вновь возвращалась. Думаю, такая динамика и стала залогом победы.
«Многие приходят не впервые»
По моим ощущениям, половина участников конкурса — это те, кто пришли не в первый и даже не во второй раз. Не буду скрывать, мне после первого участия психологически было определенно легче. Конечно, ты не знаешь до конца, какие задания будут, особенно в очном этапе, какие условия, так как они меняются. Но ты уже понимаешь, как это работает, как все устроено. Конечно, это дает значительное преимущество. И когда ты спокоен и уверен, все идет легче, это чувствуют и те, кто оценивает работу, и те, кто с тобой в команде.
Тем, кто готовится к очному этапу, могу посоветовать «Переговорные поединки» (тренировки по переговорам с применением технологий профайлинга и других коммуникационных технологий — прим. ред.), где в форме диалога учат решать конфликтные ситуации и выходить из них с результатом. Этот навык помогает, прежде всего, в командной работе в очном этапе. У тебя есть команда из 10 человек и вам нужно найти решение: при таком раскладе 90 % успеха — это суметь договориться внутри коллектива, потому что решение задачи, как правило, не такое уж и сложное. И вот эти переговорные навыки дают понимание, как не завязнуть в дискуссии и привести команду к результату.
И важно помнить — ты никогда не победишь, если будешь тянуть одеяло на себя, ты сможешь победить, если победит вся команда. К сожалению, на «Лидерах России» люди часто пытаются выделить себя.
«Мне попалась суперкоманда!»
С командой в четвертый раз мне очень повезло. Я участвовала в IT-треке и после первого знакомства все единогласно сказали: «Какая крутая атмосфера!». И не потому, что все были на лайте и расслаблены — нет, все старались. Просто айтишники оказались настолько корректными, тактичными, образованными, глубокими, командными людьми, что покорили меня. И мы так все сблизились, что уже два года общаемся, у нас есть общий чат, где мы до сих пор поддерживаем друг друга.
В финале, когда уже выходишь из команд, конечно, конкуренция была повыше, чувствовалось соперничество. Но все понимали, что это игра и нужно сохранить человеческое лицо. Да, в какие-то моменты накал увеличивался, но я не могу сказать, что доходило до крайностей. Участники были разные — от простых руководителей проектов до топ-менеджеров. Но на конкурсе все снимали свои социальные роли и были на одном уровне.
В целом, женщин участвует в конкурсе довольно мало, я бы сказала, 5-10 %. Здесь важно личное отношение: я понимала, что мой результат вообще никак не зависит от пола — результат либо есть, либо нет, а какого гендера это результат, вопрос не первостепенный.
«В финал шла с большим животом»
Победа мне дала, прежде всего, облегчение. Дело в том, что в финале конкурса я участвовала на седьмом месяце беременности, была с очень большим животом. И как бы я не храбрилась, даже физически мне было сложновато три дня нон-стопом проходить этап. Но у меня была мотивация — в четвертый раз я шла за грантом на обучение.
Второе, что я получила — это наставника (наставника назначают всем финалистам). Мой наставник оказался очень интересным, мы обсудили много важных вопросов — куда движется бизнес, в каком направлении мне развиваться (ведь я была тогда в декретном отпуске), как вести себя в сложной ситуации, которая сложилась у нас в стране и в мире.
И, конечно, самое важное — это люди, с которыми я познакомилась. Вот та моя команда — это бесценное приобретение. Они помогают мне во всех вопросах — куда отдать учиться ребенка, какое выбрать ПО, где достать оборудование и прочее. Я горжусь ими и теми назначениями, которые они получили после участия в конкурсе «Лидеры России».
«Учеба в МГУ — детская мечта»
Сейчас я учусь в МГУ. Я думаю, это такая детская мечта ребенка с периферии — приехать сюда, учиться в главном вузе страны, ходить по этим корпусам. Я училась в КГУ, это моя alma mater, и для меня лучше нет ничего. Главное отличие от студенчества в юности — на нашей управленческой программе собрались взрослые люди, они знают, для чего пришли, все высокообразованны, с богатым управленческим опытом, из разных отраслей. Очень важно, что программы обучения адаптируются под реальную жизнь, под реальный запрос: то есть, мы уже сейчас обсуждаем экономику в условиях тех санкций, которые есть, обсуждаем вопросы параллельного импорта и прочее.
Я планирую возвращаться к работе, к бизнесу, к своей основной деятельности. Конечно, сейчас сложно что-то предсказать, потому что мир меняется стремительно. Поэтому я в ближайшее время я хочу стабилизироваться и разобраться с новыми вводными.
Интернет-газета Newslab