Родился 16 декабря 1972 года в Красноярске.
С 1984 по 1990 гг. занимался в народном цирке "Юность Красноярья" под руководством М.А. Екатериничева. Освоил начальные навыки жонгляжа, клоунады, иллюзии, эквилибра на катушках и др.;
1990 г. – начал осваивать факирские трюки, лауреат I Краевого фестиваля цирковых самодеятельных коллективов;
В конце 1990 г. - начале 1991 г. выступал в Красноярском цирке с оригинальном номером "Фрагменты работы индийского факира";
1991-1996 годы – артист Красноярской краевой государственной филармонии.
Работал на многих сценических площадках Красноярска и Красноярского края, выезжал на гастроли в Москву и Китай.
С апреля 2004 г. – один из ведущих рубрики «Апрельская школа факиров» в программе «Утреннее кофе» на ТРК «Афонтово».
Он ходит по битому стеклу и раскаленным углям, лежит на острых гвоздях и глотает огонь. И это далеко не полный список возможностей человека с необычной профессией – факир. А еще он уверяет, что в этом нет ничего особенного, и научить подобным трюкам можно любого – было бы желание! Себя он просит называть просто – факир Алекс.
Почему ты вдруг выбрал себе такую экзотическую профессию? Наверное, родом из цирковой семьи?
Нет, хотя все началось именно с цирка. В 12 лет я пришел в народный цирк "Юность Красноярья" к Михаилу Антоновичу Екатериничеву. Это был лучший цирковой коллектив в городе, не чета сегодняшним студиям, где лепят сплошные самоделки и думают, что это круто. А Екатериничев был единственный в нашем городе, кто готовил сольников. Мы работали и группой, но у каждого было еще и по паре своих номеров, близких по жанру. И Михаил Антонович, царство ему небесное, приучил нас стремиться к цели, не дал скурвиться, мы работали тогда не за деньги, а ради удовольствия, ради аплодисментов – и это было в кайф. А еще он никогда не донимал нас репетициями, у него все было просто: хочешь что-то попробовать - вперед, сам напросился! А потом: так, это умеешь, это умеешь, примерь костюмчик - завтра у тебя выступление! Какое выступление? Я от силы, что и мог тогда - стоять на катушке да три шарика вверх бросать! Но он знал, когда нужно выкинуть человека на сцену, чтобы у того кураж проснулся. Там я прозанимался шесть лет, попробовал жонгляж, клоунаду, фокусы, разные виды эквилибра…
А факирским трюкам ты тоже у Екатериничева выучился?
Это пришло несколько позже, когда мне как-то уже поднадоела цирковая работа. Приехал к нам парнишка из Новосибирского цирка, показал несколько трюков, предложил попробовать. Так и пошло. Потом уже своим умом доходил, осваивал новые трюки. Создал небольшой коллектив, и вскоре мы стали лауреатами проходившего в Красноярске первого краевого фестиваля цирковых самодеятельных коллективов. А член жюри Виктор Петрович Тихонов, он как раз выступал у нас в городе с программой "Тигры на мотоцикле", пригласил поработать на манеже. Надели на меня шаровары и чалму, покрасили волосы в черный цвет... То еще было зрелище! А было мне тогда 18 лет.
Вообще, я раньше думал, что ходить по стеклу или горячим углям – что-то сложное, для этого нужно долго себя тренировать. А оказалось – все очень просто: физика, техника и мозги (выразительно стучит себя по лбу - Е.К.). Тебя научить – и ты тоже сможешь ходить по гвоздям.
Хочешь сказать, Алекс, что факиром может стать любой?
Конечно, главное – преодолеть психологический барьер. Несколько месяцев назад я делал небольшую программу на ТРК «Афонтово» - «Апрельская школа факиров», она шла в «Утреннем кофе». Там мы реально демонстрировали, как любой человек с улицы после небольшого инструктажа может выполнять эти трюки. Все по-честному, факир работает без обмана!
Так уж и без обмана! Разве твое занятие не сродни ремеслу фокусника?
Факиры иногда используют иллюзию. Но иллюзионист работает с аппаратами, это безопасно. А у нас, если лопухнешься, можно всерьез покалечиться. Нельзя расслабляться, наплевательски относиться к трюку. У меня как-то по дурости обгорело лицо, в другой раз чуть с лестницы на лезвия не навернулся - благо успел ухватиться в последний момент. Сразу стало холодно, дико, весь в поту... Конечно, любой трюк можно сделать легче, безопасней. Стекло подточить, гвозди, ножи притупить. Но мне это неинтересно, мне нравится чистота трюка, я не работаю с подделками. Взять те же гвозди: чем шире меж ними расстояние, тем сложнее на них лежать - как на аппликаторе Кузнецова. При работе с огнем нужно дыхание определенное. В классическом варианте факир глотал несколько литров воды и немного керосина, а потом плевался этаким фонтаном огня. Сейчас делают проще - керосин набирают в рот. Но это ж еще нужно знать, как его правильно выдохнуть! И стекло я использую только крупное...
А какая разница - крупное оно или мелкое?
Мелкое не ломается, а это значит, что ты застрахован фактически на сто процентов. Чем стекло мельче, тем безопаснее. А если много крупного стекла, и ты по нему прыгаешь - неизвестно, когда и как этот кусок расколется. Стекло используется обычное, бутылочное, выкидываются горлышки и донышки – если они сломаются, мало не покажется.
У тебя есть эксклюзивные трюки?
У меня сейчас в запасе около пятидесяти трюков, и многие из них в Красноярске больше ни у кого не увидишь. Вот, например: сижу на гвоздях, под руками тоже гвозди, и на них разбивают кирпичи. Горящие кисти рук здесь тоже никто не делает. Когда-то работал лестницу: 2,5 метра в высоту, семь сабель острием вверх вместо ступеней, и ты по ним поднимаешься - эффектное было зрелище! Но возить ее с собой громоздко, так что я отложил этот трюк до лучших времен...
На самом деле трюк подготовить - не проблема. Еще до революции издавалась куча литературы по салонной магии, ее нетрудно заказать. Штук пять таких книг перелопатить - можно найти с десяток интересных эффектов, остается только привести их в современный вид. Можно шпаги глотать, сделать трюк с мотоциклами, когда они через тебя переезжают, или то же самое с автомобилем - идей море! Вопрос в том, где все это показывать. В ресторанах и клубах пространства не те, а в цирке затраты не окупятся. Я-то могу отработать ради интереса, но у меня есть ассистенты, и я не могу платить им меньше, чем обычно.
И сколько же стоит твоя работа?
Сейчас я работаю три номера - отдельно гвозди, стекло и огонь, и кому-то может показаться, что стоят они недешево - 2-3 тысячи каждый. Но, извини, у меня на одни костюмы и реквизит сколько ушло! Все железо на заказ отливали, ну неинтересно мне работать с кухонными ножами. Те же штаны - из натуральной кожи, хотя это и накладно: раз десять в них на гвозди ляжешь, и уже дуршлаг. Зато мне не стыдно за свою работу - ни перед собой, ни перед зрителями. Вообще, подготовка нормального среднего номера, если особо не выпендриваться в костюмах, стоит не меньше тысячи долларов. Жаль, мало кто это понимает, зато все хотят, чтобы вышло качественно и задаром. А так не бывает! В начале 90-х я работал в краевой филармонии, так у нас из-за проблем с финансированием куча идей слетела. Ведь если ты работаешь на сцене, это еще не значит, что ты автоматически становишься профессионалом, нужно постоянно развиваться. В итоге мне стало неинтересно, и я ушел.
Алекс, а что для тебя самое интересное в факирской работе? Риск?
Самое интересное - работать с публикой. Наверное, потому, что не знаешь, чего от нее ждать. Реакция у всех разная, некоторых еле уговоришь на сцену выйти! Зато когда он начинает разбивать на тебе кирпичи или ножи в тебя кидать, так у него аж выражение лица меняется. Зрителям это тоже гораздо интереснее наблюдать, чем работу с ассистентами, где все заранее понятно. Бывают и казусные ситуации. Однажды меня пригласили на День металлурга в ДК КрАЗа, и я вытащил на сцену одного мужика, не зная, кто он такой. Нормально отработали, а потом ко мне подходит бледная организаторша – ты что наделал?! Меня ж уволят – это генеральный директор завода! Звоню ей после – ну как, уволили? Да нет, говорит, ты знаешь, ему даже понравилось! Так что просто нужно уважительно относиться к публике, не гнобить ее, но и не заигрывать с ней, - тогда и тебя будут уважать. И я могу работать на любой площадке – хоть в цирке, хоть в клубе, хоть на открытом воздухе. Просто везде нужно учитывать свои условия. Помню, работал в одной из программ "Поколения М" – коллекция как-то заиграла, получилось что-то необычное.
А в ближайшее время где-то можно будет увидеть твое выступление?
23-25 июля в Красноярске пройдет фестиваль байкеров – приходи, посмотришь, как через меня на мотоцикле будут переезжать. А еще в июле опять же в рамках «Утреннего кофе» на «Афонтово» планируется запуск рубрики «Школа волшебства», где я буду одним из ведущих. Но все секреты раскрывать не хочу, лучше самим посмотреть.
Елена Коновалова