Пожалуй, этот спектакль – самый необычный в репертуаре Красноярского театра кукол. Сказка Александра Хромова "Иван Царевич и Серый Волк" поставлена в технике китайского цветного театра теней. И это единственный такой спектакль за Уралом.
Впрочем, сказкой «Ивана Царевича» назвать сложно – скорее, это притча. И дело не только в том, что сценическая версия сама по себе обычно отличается от оригинала. В пьесе Хромова общеизвестный сюжет взят только за основу, все остальное гораздо серьезнее. Да и волк у него – не волк вовсе, а дьявол, который постоянно искушает простодушного Ивана Царевича.
Впрочем, притчеобразность здесь не случайна. И исходит она из традиций и истории самого театра теней. Ведь изначально шаманы использовали теневых кукол для своих мистерий, а потом буддистские и даосские монахи – для показа сцен из жизни Будды. Философский подтекст напрашивается сам собой.
Александр Хромов по образованию вообще-то инженер-радиоконструктор. Когда-то играл в красноярской рок-группе "Форсайд", а последние несколько лет заведует музыкальной частью в Красноярском краевом театре кукол. А еще он композитор, режиссер и драматург.
Театром теней Хромов увлекся четыре года назад в Германии, когда в музее города Лингена впервые увидел китайских теневых кукол. Тогда же и самому загорелось сделать что-то подобное. Но вопрос, что ставить? Все китайские сказки основаны либо на буддизме, либо на конфуцианстве – нашему зрителю такое не сильно-то интересно. Ломал-ломал голову, а проблема решилась сама собой… во сне! Во всяком случае, Александр всерьез уверяет, что "Иван Царевич" ему приснился. А пьеса была написана уже на следующий день.
Были проблемы и с поиском материала. В Китае такие куклы делались из шкуры осла, ее выделывали до прозрачности, потом вырезали на ней узоры и раскрашивали. И кстати, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет! А нам где достать ослиные шкуры? Пришлось искать современный материал. Александр Хромов сделал своих кукол из полиэстера, причем спрессовано пять слоев разных пластмасс. Материал доступный и не сильно затратный, по словам режиссера, спектакли по такой технологии можно делать хоть каждый месяц. Сейчас в "портфеле" Хромова с десяток законченных пьес, и все они пригодны для постановки в технике театра теней.
Проблема в том, что зритель у нас к этому не особенно подготовлен. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали. А у нас театры теней есть только в Питере и Москве. Но работа с теневой куклой у них строится гораздо тяжелее, чем в Красноярске. Во-первых, кукла на пяти тростях, и на ней сразу 4-5 человек задействованы. Причем у москвичей помимо теневых кукол могут и другие использоваться. В Красноярске пошли иным путем: театр теней в чистом виде, к тому же с трехтростевыми куклами - и на 30 кукол всего 3 человека: в «Иване Царевиче» заняты Олег Ипатьев, Михаил Галкин и Валентина Бернгард. Все очень динамично, и постановка короче в два раза. А на подготовку декораций, кукол, музыкального оформления у создателей спектакля ушло всего три месяца.
И еще одно сибирское ноу-хау. Те же китайцы работают на одном экране, а Александр Хромов сделал два, чего прежде никто никогда не делал. Идет действие на первом плане, потом экран опускается, за ним другой – и сразу начинается следующее действие, без перерывов на смену декораций. На первом экране декорации нарисованы, а на второй они проецируются. Кукла кладется на экран, и свет идет резко под углом. Поэтому ни актера, ни тростей не видно.
Кстати, спектакль в театре пробовали на зрителях разных возрастов. И пришли к выводу: пьеса хорошо воспринимается детьми от 7 лет и старше, да и взрослым она тоже интересна. А вот если ваши детишки помладше, лучше их на «Ивана Царевича» пока не водить – в некоторых сценах могут и напугаться.
Елена Коновалова