В ролях: Куценко, Нана Кикнадзе, Евгения Добровольская
– Кошмар! В какое время мы живём!?
– Да! Да! Да! Потрахаться в стране не с кем.
Кино про странных людей, живущих в странном месте, снятое людьми, пожалуй, не менее странными. Немного пришибленный (во всех смыслах этого слова) боксёр Борис просыпается в сохранившем следы бурной ночи купе поезда, привезшего его в маленький приморский городок Маркс, беспощадным временем и разрухой переименованный в Марс. В городе, который больше похож на инсталляцию актуального художника, нежели на реальное человеческое поселение, живут не то чтобы безумные, но, скажем так, чуточку двинутые люди. Весь городок залит разноцветными красками и завален мягкими игрушками, которыми работникам местной фабрики выдают зарплату, а в старом кинотеатре каждый четверг по утрам показывают «Касабланку».
Среди обитательниц (а именно женщины помещены женщиной-режиссёром в центр нашего внимания) этого города-фантазии выделяются несколько потрясающих персонажей. Это и чрезвычайно предприимчивая девочка Надя, крайне озабоченная наличием денег как в своих, так и в чужих карманах; измученная длиной своих волос и отцом-тираном мисс «коса России»; жена доктора-гинеколога Вера, помешавшаяся на почве ревности к многочисленным пациенткам своего супруга; манерная библиотекарша Грета, красящая туфли гуашью и мерно отсчитывающая шаги от дома до работы; и великолепная в своей колоритности буфетчица Людмила, мечтающая поехать в Москву, на Красную площадь, в Кремль… и трахнуть там президента.
Но объединяют всех этих женщин не только безумства, которым они предаются на регулярной основе, но и отсутствие надежды, скрашенное общегородской мечтой вырваться в Москву. В этом беспросветном замкнутом пространстве Борис, и сам не лишённый странностей, оказывается желанным гостем. Боксёр-дальтоник, видящий небо только зелёным, а яблоки только синими, с легкостью отдаётся во власть грустной компании городских сумасшедших, получающих какое-то извращённое удовольствие от возможности «порулить» московским гостем. Роль же проводника странного «туриста» в «городе двинутых женщин» берёт на себя романтично – в духе мексиканских сериалов – настроенный Григорий, видящий мир вокруг себя исключительно розовым.
Вокруг отношений Григория, Греты и Бориса даже закручивается небольшая любовная интрига, но, откровенно говоря, самостоятельного значения она не имеет, а лишь подчёркивает состояние пустоты и безнадёжности, царящие в городе. «Марс» – фильм настроений и ощущений, каждый зритель волен воспользоваться предоставленной авторами возможностью и по своей воле истолковать их послание. Сюрреалистическая история Марса сначала предстаёт перед нами комедией, постепенно перерождающейся в мелодраму, а заканчивается всё так грустно и даже жёстко, что возникает мысль о том, что в картине была масса моментов, которые могли оказаться прекрасным финалом, и именно на них режиссёру и следовало остановиться.
В этом случае фильм так и остался бы милой романтической комедией или комедийной мелодрамой, но в реальном мире мы имеем крайне печальный – но весьма жизненный – финал. Так что «Марс» – это не любовная история и даже не сказка, а лишь отражение нашего не слишком доброго мира и грустное пророчество, адресованное всей нашей стране, которой, вероятно, предстоит задохнуться в дурно пахнущей безысходности. Но при этом смотреть «Марс» приятно, а местами даже весело, очень весело, такой эффект достигается благодаря блестящим фразам, бросаемым походя героями друг другу, самим этим чудным героям, отменного качества актёрской игре, прекрасной музыке Алексея Айги и пресловутой женской – в данном случае великолепной – режиссуре.
Александр Спасов