Родился в 1963 году в Тульской области. В 1989 г. окончил исторический факультет МГУ, кафедра отечественной истории XIX - начала XX веков, кандидат наук. Работал издательским, журнальным и телевизионным редактором, обозревателем отдела "Искусство" газеты «Сегодня», начальником отдела в Государственном архиве РФ, пресс-секретарем «ОНЭКСИМ- Банка» и Бориса Йордана.
В 1999-2000 - совладелец одного из первых русских политических интернет-СМИ - Polit.ru, создатель первого общефедерального агентства региональной информации Regions.ru (1999-2000), информагентств ВолгаИнформ (Поволжье), NewSpb (Петербург), KNEWS (Красноярск). С 1999 г. советник губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, в 2000 г. - советник президента Чувашии Николая Федорова, в 2001 г. - советник губернатора Красноярского края Александра Лебедя, в 2002 г. – участник избирательной кампании Александра Хлопонина.
С 2002 года - главный редактор информационного агентства REGNUM, профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики.
Активно занимается издательской деятельностью. Редактор-издатель серии «Исследования по истории русской мысли», автор, составитель и издатель многочисленных научных и публицистических проектов, среди них:
Издатель сборников различных авторов, в том числе: Владимира Малахова «Скромное обаяние расизма и другие статьи», Андрея Ковалева «Критические дни. 68 введений в современное искусство», Сергея Павленко «Наука ошибок», Симона Кордонского «Кристалл и кисель», а также – «Термидор», «Апология Украины» и др.
Женат. Трое детей.
Модест Алексеевич, как давно Вы работаете на информационном рынке страны?
- На информационном рынке я работаю с 1991 года, когда начал сотрудничать с журналом «Вопросы философии» и издательством «Прогресс», которое выпускало философский журнал «Путь». В 1994 году я начал работать на российском телевидении. Это был телевизионный канал «Деловая Россия». Он первый в истории российского телевидения производил «онлайновые» (выходящие в прямом эфире) экономические новости. Многие блестящие специалисты по информационным технологиям вышли из «Деловой России». Они сейчас работают в «Норильском никеле», возглавляют соответствующие структуры, и в «Интерроссе», и в Россбанке, и в большом числе экономических структур. Ученики этих людей работают и в государственных ведомствах, т.е. это была мобильная и сильная команда, которая вышла из телевизионного проекта, посвященного экономической информации. Затем я поступил работать в «ОНЭКСИМ-Банк», где тоже занимался информацией. Потом я работал с Борисом Йорданом, когда он еще не руководил НТВ, но когда он формировал крупнейшие сделки по приватизации. Я также участвовал в информационном обеспечении приватизации ГМК «Норильского никеля», «Связьинвеста», нефтяной компании «СИДАНКО» и т.д. Я живо помню 1996 год, когда происходила смена власти на «Норильском никеле», примерно с 1996 года очень близко занимаюсь проблемами Красноярского края, Петербурга и т.д. В 1999 году я покинул корпоративные структуры и начал работать по проектам как частное лицо. В том же 1999 я увидел, что в России в целом катастрофически не хватает информации о жизни регионов, где и происходит вся жизнь. Не в рамках же Садового кольца города Москвы она имеет место быть! В 1999 году я придумал сделать первое информационное агентство, посвященное региональной информации. И вот с этого времени произвожу, придумываю, продвигаю информационные агентства – как основу любой информационной работы. Мы знаем, что 90% информации, которую получаем через телевидение, радио, газеты основывается на сообщениях информационных агентств. Эта та сердцевина, тот мозжечок, мозг любой информации, который редко кто ценит, но все видят.
По Вашей оценке, какое место занимают информагентства в российских СМИ?
- Сейчас уже нет информационных агентств, которые бы действовали вне Интернета. Для них Интернет - это единственный теперь способ передачи информации. Без Интернета, без информационных агентств сегодня невозможна работа никакого СМИ, если, конечно, это СМИ не является афишкой или программой передач. Как только объем информации поднимается над новостями приусадебного хозяйства, новостями кинопоказов, объявлений каких-нибудь магазинов и т.д., как только информация становится общеинтересной, она немыслима без информационных агентств. Все изменилось. Более того, могу сказать, что сама повестка дня, событий, то, о чем пишут газеты, о чем рассказывает телевидение, о чем, соответственно, думают и говорят люди, целиком диктуются либо крупными происшествиями (катастрофами, событиями), либо тем, что пишут информационные агентства. Если вы хотите влиять на повестку дня, то вы не можете это делать без информационных агентств, если в информационных агентствах событие не появилось, значит, это событие - либо пожар, катастрофа, либо его нет.
На кого рассчитан Ваш крупнейший проект - федеральное агентство «Regnum»?
- Целевая аудитория ИА «Regnum» и всех дочерних и партнерских агентств, а это «Волгаинформ» - крупнейшее информагентство в Поволжье, «KNEWS» - крупнейшее информагентство в Сибири, «NewSpb» - петербургское агентство, проект в Марийской республике, в Мурманске, в Архангельске и т.д., - имеет своей целевой аудиторией, в первую очередь, самих сотрудников СМИ. Следующая крупная группа нашей аудитории - это представители коммерческих корпоративных структур, которые следят по нашей ленте за событиями в бизнесе. Очень значительную часть аудитории составляют работники администрации, органов власти. Кроме того, значительную часть представляют сотрудники аналитических служб, спецслужб и т.д. Могу сказать, что любой, кто интересуется информацией немножко шире, чем это можно прочитать в «Комсомольской правде», в «Московском комсомольце», обращается к нам. Мы стабильно входим в десятку самых цитируемых информационных ресурсов страны. По количеству посетителей в день мы успешно конкурируем с таким гигантом информации как РИА «Новости». Не каждый день, но очень часто число наших посетителей превышает число посетителей РИА «Новости». Есть несколько показателей деятельности информационных агентств: первое – это посещаемость, второе – это цитируемость, сколько ссылаются и пользуются информацией, третье - на сколько, даже, если не ссылаются, информация агентства влияет на выбор тем со стороны СМИ. По всем трем показателем мы успешно конкурируем с государственными, с крупнейшими бизнесовыми, со старыми информагентствами. Мы уже очень большие. У нас самое большое число сообщений в день из всех информационных агентств в России - до 500. Мы имеем самую большую территорию покрытия в России. Кроме того, мы активно работаем в сопредельных государствах: в Латвии, в Армении, мы освещаем события в Карабахе, Абхазии, Литве, Эстонии.
Приближается пора масштабных выборов. Как сегодня деятельность информагентств регулируется законом?
- Мы являемся лицензированным, зарегистрированным средством массовой информации, и все наши «дочки» являются такими же лицензированными и зарегистрированными СМИ. Действующий закон о печати и еще в большей степени новые проекты закона о печати описывают в полной мере нашу деятельность как СМИ и защищают наши интересы. Это прекрасный закон, который позволяет нам свободно искать и распространять информацию, не оглядываясь на «бандитское» или «административное» давление. Наше участие в предвыборной кампании всегда было очень ограниченно, потому что мы не хотим быть «однодневкой» подобно красноярскому ИА «Енисей-информ», существовавшему в период губернаторских выборов. Кстати, и название оно скопировало у одной из наших «дочек», и было создано для того, чтобы быть «сливным бачком» партийной односторонней информации. Все знают, и никто не может нам сказать, что мы демонстративно не замечали действий одной стороны, одной партийной группировки. Мы даем массив информации и одновременно мы имеем свою позицию по главным политическим событиям. Могу сказать, что на выборах губернатора Красноярского края мы имели яркую однозначную позицию. От своего имени я лично выступал на этот счет со статьей. Эта позиция сводилась к тому, что на выборах Красноярского края не должны победить «бандиты», на выборах губернатора не должны были победить ставленники тех олигархов, которые уводят деньги из края, не платя налоги. Это старая проблема. Я ее лично обсуждал с покойным и глубоко уважаемым Александром Лебедем. Наша позиция на этот счет не изменилась, как она была сформулирована при Александре Ивановиче, так она и осталась до сих пор. Для нас наша политическая позиция осенью прошлого года была продолжением нашей борьбы, которую мы начали с Александром Лебедем против бандитов и воровской экономики. Здесь у нас не было никаких перемен. Да, мы имеем нашу политическую позицию – никогда не связывать свою судьбу с какой-либо политической силой. По большому счету, это мы нужны политическим партиям - они нам не нужны. Это они к нам будут обращаться. Мы сейчас получаем массированную рассылку от разных политических партий. Они нас просто заваливают своими новостями - СПС со всех регионов, «Народная партия», КПРФ – интенсивно, «Единая Россия», «Яблоко». Море этой информации. Мы не можем не замечать их существование, но обслуживать их интересы не будем. Есть закон о выборах, он регулирует рекламные публикации. Я думаю, что мы не хотели бы даже связывать себя обязательствами и объявлять цены на рекламные публикации. Не нужны они нам. Если они будут производить события, которые достойны нашего внимания, мы их, конечно, будем освещать. Но ложиться под кого-то не будем.
Какие планы у Вас на будущее? Намерены ли продвигать новые информационные проекты?
- Да. 40% наших посетителей особое внимание уделяют экономической информации. Мы намерены усилить наше внимание к ней. Также кажется очень успешным и правильным проект городского портала, который вами реализуется. Думаю, что этот опыт можно распространить и на другие города-миллионеры. Вопрос только в том, что далеко не везде есть столь профессионально успешные партнеры как здесь. Для того чтобы сделать хороший проект, нужно и много соли съесть, и напитков выпить. Не везде это получается. Я могу уже сказать точно, что мы никогда не будем ограничиваться сугубо региональной информацией, мы будем делать в масштабах России и сопредельных государств то, что можно назвать «Интерфакс-2». Наше положение на рынке СМИ позволяет нам участвовать в создании новых печатных, информационных и прочих проектов. Я думаю, что следующей главной задачей будет уже не только расширение территорий, а работа над качеством информации. У нас уже сейчас очень сильные, а кое-где даже монопольные позиции. Поскольку мы отличаемся от других тем, что не ставим условий политикам, мы не пытаемся их шантажировать, мы открыты для общения со всеми крупными фигурами, например, как в Латвии. В Латвии на самом деле очень плохо со свободой слова. Там медийный рынок настолько контролируется местными олигархами, что очень многие, не только деятели политические, но даже и деятели правительства, с радостью идут с нами на диалог и высказываются гораздо более откровенно, чем в местной печати. Нашей следующей задачей будет укрепление позиций в плане эксклюзивности информации. Я намерен в июне поехать в Армению и Карабах – там запланированы встречи с первыми лицами этих государств. В связи с усилением вот этой качественной стороны работы, эксклюзивности нашей информации, конечно, мы будем улучшать административную и организационную деятельность. Нам категорически не хватает молодых и успешных менеджеров. У нас столько дел, что мы, если так утрировать, можем «всасывать» многие и многие растущие карьеры, и давать им простор. Мы будем развиваться, развиваться именно потому, что мы делаем ставку не на предвыборные деньги или на что-то подобное. Мы стараемся выживать и зарабатывать сами, а если мы кормим сами себя, значит, мы свободны выбирать друзей, врагов и тех, кого мы любим. Поэтому одной из моих следующих задач будет внимательная работа с менеджментом.
Продолжаете ли Вы заниматься издательской и философской деятельностью?
- Да. Я издаю целую книжную серию «История по исследованию русской мысли», посвященную русской философии и русской политической мысли. Издаю актуальные политические книжки действующих политиков, управленцев, социальной науки. Не хватает времени, честно говоря, но книги, посвященные русской истории, русской современной политике, стараюсь издавать.
Тогда такой вопрос. В чем заключается исторический путь России?
- У меня есть свое представление об этом. Естественно, я не претендую на то, чтобы оно было правильным, но это мое убеждение. Я недавно встречался с человеком, который является сыном одного из белых эмигрантов. Он мне рассказал одну историю. В их русско-эмигрантской среде был и остается такой традиционный тост. Этот тост в любом застолье, так называемый, второй тост. «Что такое второй тост?» - спрашиваю я. Он отвечает: «Следующий год в Москве». Они выжили как люди, как личности именно в постоянном обращении к России. И мы как-то с ним сели выпить водки в честь Пасхи несколько лет назад и когда заговорили о таких вот серьезных вещах, я тоже спросил: "А что вот Вы думаете о России?" И он говорит: «Я все вижу, все знаю, как трудно, но Россия будет великой». И на его глазах были слезы. Вот это я абсолютно разделяю.
Беседовал Тимофей Моисеев